Китайская конфета в христианской обертке

Во все времена китайцы часто брали для использования чужую форму и наполняли ее собственным содержимым. Это относится к заимствованиям как в материальной, так и в духовной сфере. Так, в XIX веке один житель Поднебесной создал уникальное религиозное учение — ересь тайпинов. Оно было по форме христианским, а по сущности — традиционным китайским.

Звали этого просвещенного китайца Хун Сю Цюань, а созданную им секту — "Общество поклонения небесному владыке" (Бай шанди хуэй). Правда, позже адепты этого учения стали именовать себя тайпинами (от "Тайпин дао" — путь всеобщего равенства). Следует заметить, что это общество было первой еретической христианской сектой в Поднебесной, которая имела местное происхождение (до этого китайцы были знакомы с манихейской ересью и с несторианами, но все движения возникли за пределами Китая). И существовала данная ересь не так-то и долго — с 1847 по 1864 год, после чего исчезла, не оставив никаких следов.

Интересно также, что основатель данного учения был и единственным его идеологом. Собственно говоря, никто из его последователей не разбирался в данном учении также же хорошо, как он сам (а большинство адептов его вообще не особенно понимало). Так что неудивительно, что закат ереси тайпинов совпадает с датой смерти Хун Сю Цюаня — у него просто не нашлось достойных приемников. Но давайте обо всем по порядку.

Читайте также: Ересь "жидовствующих": колдуны и инквизиторы

Итак, в 1813 году в провинции Гуандун на юге Китая в семье богатого крестьянина Хуна родился третий сын, названный Сю Цюанем. Мальчик получил достаточно хорошее образование, так что неудивительно, что он несколько раз пытался сдать экзамен на чиновничью должность. Однако, он все время проваливался — не исключено, что из-за того, что он не мог дать экзаменатору солидную взятку — коррупция в китайской системе гособразования в те времена была похлеще, чем в современной российской. Однако во время посещения Гуанчжоу — города, где проходили экзамены, в руки молодого соискателя попало несколько брошюр, изданных христианскими миссионерами (в те времена их деятельность уже не была под запретом). Заинтересовавшись новым для него учением, Хун Сю Цюань даже посетил несколько проповедей новообращенного священника Лян Фа, однако они не произели на него сильного впечатления.

В 1837 году, возвратившись домой после очередной неудачи, Хун Сю Цюань тяжело заболел. Позже, оправившись, он рассказал родным, что во время своей болезни он был перенесен на небо к почтенному старому человеку. Тот, сокрушенно качая головой, жаловался Хуну на то, что человеческая раса, которую он создал, поклоняется демонам вместо своего создателя. Затем старец дал ему меч для истребления демонов и печать, с помощью которой Хун мог бы преодолеть чары злых духов. Позже Хуна несколько раз посетил человек средних лет, обращавшийся к нему, как к младшему брату. Этот визитер учил своего "братишку" магическим приемам, позволявшим истребить коварных демонов.

После того, как Хун смог вставать с постели, он еще раз пересмотрел христианские брошюры и вдруг с удивлением обнаружил, что виденный им старец — это ни кто иной, как Бог-Отец, а "старший брат", соответственно, — Иисус Христос. Причем, поскольку брошюры не содержали иллюстраций, то идентификацию Хун произвел на основании тех речей, что говорили ему визитеры (а они постоянно цитировали различные куски из Библии). В итоге он понял, что Бог поручает ему важную миссию — завершить дело Иисуса Христа и спасти человечество, освободив его от власти демонов.

После Хун некоторое время странствовал по провинции, обращая в новую веру своих родственников и друзей, а также разрабатывая и дополняя свое учение. Следует заметить, что трактатов, написанных им, сохранилось очень мало, однако, анализируя их, можно составить общее представление о сути данной ереси. Хун верил в существование Бога, создавшего все вокруг, в том числе и людей. Однако, по его мнению, этот Бог с самого начала не был одинок — у него была не менее божественная супруга. Видимо, здесь сыграли свою роль традиционные представлениякитайцевотом,чтовлюбомтворческомактеобязательно должно участвовать как мужское, так и женское начало (те самые "инь" и "ян").

Читайте также: Ересь "жидовствующих": секта рвется к власти

Итак, создав совместно с супругой людей, Бог вскоре был разочарован их непослушанием (о первородном грехе Хун либо не знал, либо не понял, что это такое — ведь он никогда не читал Библию целиком). Итак, решив наказать непослушное человечество, Бог прогнал их с небес на землю, а потом и потоп им устроил — для острастки, видимо. Людей, тем не менее, это не впечатлило — они продолжали творить все, что им вздумается. Тогда Создатель, поняв, что метод кнута не работает, перешел к тактике "пряника" — стал разъяснять людям "правила хорошего поведения" через пророков (именно так человечеству стали известны Десять заповедей).

Видя, что и это не помогает, Бог пошел на крайние меры — приказал своему сыну Иисусу Христу вразумить человечество собственным примером. Иисус создал общину, отвечавшую модели идеального устройства общества, и стал призывать всех вступить в нее. Однако и его люди не особенно слушались, и тогда, чтобы придать своему учению авторитет в глазах публики, Иисус фактически совершил самоубийство — позволил врагам распять себя на кресте. Только благодаря этому его учение и утвердилось в мире. 

Последнее утверждение, которое любой европеец сочтет абсурдным, для китайца было вполне логичным. В истории Поднебесной было немало примеров того, как основатель учения устраивал публичное самоубийство, чтобы его учение стало популярным (и что самое интересное, это работало, ибо готовность пожертвовать жизнью за идеалы в Китае всегда считалась самым главным критерием их истинности). Так в свое время поступил, например, известный поэт и философ Цюй Юань, историю которого знал каждый китаец.

Неудивительно, что смерть Иисуса на кресте Хун Сю Цюань воспринял именно так. О том же, что она лишила силы первородный грех и вновь сделала возможным покаяние и соединение человека с Богом, основатель тайпинской ереси, видимо, не знал (или просто не понял этого). Впрочем, судя по всему, Хун Сю Цюань вообще не верил в первородный грех, а также в существования ада и рая. Загробную жизнь он не отрицал, однако считал ее прямым продолжением земной (то есть не верил в идею посмертного воздаяния — это, кстати, тоже вполне себе традиционные китайские воззрения). То есть, для того, что бы после смерти человеку жилось хорошо, нужно установить "справедливое царство" на Земле — и тогда загробная жизнь автоматически станет такой же счастливой.

Кстати, и само Воскресение Христа Хун воспринимал символически — по его мнению, апостолам явился всего лишь дух Иисуса (что опять-таки является абсолютно нормальным для китайца — после смерти того же Цюй Юаня его дух, по легенде, являлся чуть ли ни каждому талантливому поэту и учил того писать стихи). По мнению основателя ереси, главное в "миссии" Христа было вот что — он создал общину, которая жила так, как хотел Бог. Все ее члены любили друг друга, были равны, имели общее имущество и делились всем необходимым с теми, кто испытывал нужду.

Свое же призвание Хун видел в том, чтобы убедить людей вести такой же образ жизни. Причем, если слова не подействуют — то можно и силу применить. А если какая-то религия "демонов" будет препятствовать этому — то ее нужно будет уничтожить (именно поэтому тайпины были весьма нетерпимы к буддистам и даосам, хотя конфуцианцев не особенно трогали). Соответственно, чиновники, ученые и просто нехорошие люди, которые будут мешать установлению "царства справедливости", тоже должны быть истреблены.

Не стоит удивляться тому, что в Китае, который в тот момент находился в глубоком экономическом кризисе, тайпинская ересь сразу нашла множество поклонников (особенно людям нравился пункт о всеобщем равенстве и общем имуществе). Всего за четыре года у Хуна появилось несколько десятков тысяч последователей. Интересно, что при вступлении в секту каждого новообращенного обязательно крестили, хотя сам Хун крещения так и не принял. Да и обряд этот тайпины проводили весьмасвоеобразно —новичка окуривали благовониями, срезали ему косу (знак покорности императорской династии) и давали новое имя. Судя по всему, Хун не придавал никакого значения христианским таинствам, считая их своеобразными ритуалами европейцев, которые бесполезны для китайцев.

У тайпинов не было ни икон, ни каких-либо других изображений Бога, отсутствовала и ритуальная утварь — все это считалось "идолопоклонством". Члены секты временами собирались на общие молитвы, однако они тоже были своеобразными: эти молитвы не были каноническими — их сочинял сам Хун Сю Цюань. Также любопытно, что основатель учения запрещал своим ученикам читать какие-либо христианские книги, кроме своих собственных писаний (даже Библия, несколько экземпляров которой сектантам прислали протестантские миссионеры, была под запретом).

Судя по всему, в секте не было строгой иерархии. Например, у тайпинов отсутствовали священники, а проповедовать мог любой, кто хоть как-то понимал смысл учения Хун Сю Цюаня. Сам же учитель, именовавший себя "младшим братом Христа", был для своих последователей "истиной в последней инстанции". Считалось, что только он может напрямую общаться с Богом и получать от него указания (кстати, это общение происходило в форме, традиционной для китайцев — то есть посредством глубокой медитации). Словом, сейчас "Общество поклонения небесному владыке" скорее всего назвали бы тоталитарной сектой.

Читайте также: Катары: недоброе учение "добрых людей"

В быту тайпины должны были следовать примеру Христа и апостолов, хотя и тут Сюй Цюаня несколько "занесло". Он запретил в секте любую частную собственность, а также сексуальные контакты между мужчинами и женщинами — словом, превратил всех тайпинов в монахов (сказав лишь, что плотская любовь будет возможна лишь тогда, когда учение тайпинов победит во всем мире). Сектанты также были обязаны заниматься благотворительностью, но вот о том, чтобы "любить врагов своих" речи и не шло — Хун Сю Цюань наоборот призывал истреблять всех, кто противится распространению учения.

В дальнейшем тайпины решили распространить свое учение по всему Китаю и в 1850 году подняли восстание. Достаточно быстро они практически разгромили правительственные войска, захватили чуть ли не треть Поднебесной и были уже близки к победе. Однако одержать верх им помешало, как это ни странно… учение самого Хун Сю Цюаня — точнее, его воплощение на практике. Сексуальное воздержание привело к тому, что тайпины начали проводить массовые изнасилования в захваченных районах (причем женщины здесь не уступали мужчинам). А обобществление имущества (в том числе и продовольствия) обернулось его тайным расхищением, что привело к голоду и грабежам.

Кроме того, Хун Сю Цюань был настолько самонадеян (или доверчив), что искренне полагал, будто бы сам факт вступления в ряды секты сразу же сделает человека праведником, причем раз и навсегда. Поэтому у тайпинов не было структур вроде полиции, чтобы следить за порядком в самой секте. Ну а по мере расширения района восстания в ряды членов "Общества поклонения небесному владыке" вступали самые разные люди — в том числе и законченные негодяи, мошенники и проходимцы. Все это привело к тому, что с 1856 против тайпинов поднялся практически весь Китай, в том числе и бедные крестьяне и ремесленники. Первые же поражения заставили многих сектантов усомниться в истинности учения — ведь для китайцев любые неприятности являются свидетельством того, что "курс выбран неправильно".

В итоге в 1864 года столица тайпинов, город Нанкин, была окружена неприятелем, а Хун Сю Цюань покончил с собой, проглотив золотую пластинку. После этого восстание было подавлено, его участников практически полностью уничтожили, а большинство трактатов основателя ереси — сожгли. "Зачистка" была столь основательной, что даже после Синьхайской революции, когда в Поднебесной объявили свободу вероисповедания, эта уникальная секта, соединившая в себе христианскую форму и китайское содержание, так и не возродилась.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"