Алавиты, навлекшие гнев "арабской весны"

Один из лозунгов сирийской "арабской весны" звучит так: "Христиан — в Бейрут, алавитов — в могилы!" Алавиты — исламский орден, к которому принадлежит президент страны Башар Асад — его закопать "в могилу" желают в первую очередь. За что? Если говорить о теологическом аспекте, то алавиты — суфии, делающие упор на мистику, а не догматику ислама. Их история уходит корнями во времена пророка Муххамеда…

Как говорят алавиты, их родоначальником был Али Ибн Абу Талиб, двоюродный брат Мухаммеда и четвертый праведный халиф суннитского ислама. Шииты почитают Али как своего родоначальника. Этот факт сыграл на руку сирийским алавитам в XX веке, когда президент Сирии Хафиз Асад заключил политический союз с Ираном. После победы в Иране исламской революции шиитские аятоллы признали суфиев-алавитов сирийской ветвью шиизма. На это отреагировал ваххабитский режим Саудовской Аравии, спровоцировав среди сирийских суннитов вооруженное восстание. Ваххабиты (как, впрочем, и многие сунниты) до сих пор считают алавитов язычниками.

Читайте также: Сирия: христианство под прицелом

В IX веке шиитский имам Хасан аль-Аскари с группой последователей отмежевался от традиций догматического шиизма. Вероучение последователей аль-Аскари сформулировал его ученик, шейх Мухаммед ибн Нусайр. Мюриды (последователи) ибн Нусайра назвали себя "алавитами" (последователями Али), или "нусайритами" (учениками шейха Нусайра). Нусайриты селились обособленными группами, как это делали многие суфийские общины. Первое сирийское поселение алавитов появилось в IX веке в Алеппо, позже алавиты распространили свое влияние на Латакию и горную гряду Антиливан. Заселяясь где-либо, алавиты старались заручиться хорошим отношением местного населения, но к себе "чужих" пускали неохотно.

Востоковед, пробуя вникнуть в тонскости религии алавитов, встает в тупик. Алавитская вера передавалась исключительно устным образом, традиции записывать учение у них не было. Специалисты черпали свои сведения из случайных источников — работ мусульманских богословов (противников алавизма), свидетельств людей, оставивших алавизм, рассказов христианских миссионеров Ближнего Востока, дневников европейских путешественников. Эта информация позволила составить примерное представление о загадочном мире алавизма.

По не вполне достоверным сведениям, у алавитов есть тайная священная книга "Китаб аль-Маджму" ("Книга свидетельств"). С точки зрения языка, "Книга свидетельств" выглядит как полное подражание Корану. Но в отличие от оригинала, в ней не 114 сур, а 16. По некоторым источникам, начиналась она так "Кто наш Господин, который создал нас? Эмир верующих, эмир веры, Али Ибн Абу Талиб, Бог, Нет Бога, кроме Него". Естественно, что традиционные мусульмане считают и эти слова, и саму книгу кощунством. Защитники алавитов парируют это обвинениеследующимобразом.Алавиты—суфии,исповедующиепринциптакии(тайногознания).Согласноалавитскойтакии,шейхАлиАбуТалибдалпервымалавитампутькполномупознаниюБожественнойистины.Вэтомконтекстешейхаможносчитатьисоздателемлюдей, и подобием Бога.

 

В мусульманском богословии такой метод называется маджаз — метафора, или аш-шабих (похожесть). В похожем ключе алавиты трактовали и пять столпов ислама: свидетельство веры (шахада), молитву (салят), милостыню (закят), пост (ас-саум) и хадж. По мнению алавитов, все пять столпов ислама являются всего лишь символами — следовательно, нет необходимости в их абсолютном исполнении. Для алавита нет мусульманского запрета на употребление вина. По некоторым сведениям, винопитие считается у алавитов родом религиозного ритуала, а само вино — источником божественного духа. Традиционные же мусульмане обвиняли алавитов в пьянстве и нечистоте.

Алавитская среда делится на обычных людей (амма) и обладающих тайным знанием (хасса). Так как тайное знание было недоступно амма, в их среде рождались всевозможные суеверия. Например, амма считали, что люди существовали до сотворения Аллахом Земли и были светящимися огнями и планетами, тогда они не знали ни послушания, ни греха. Им в виде Солнца являлся имам Али. В течение 8 тысяч лет Али являлся людям и постепенно создавал земной мир. В одно из последних явлений на Землю Али создал из людских грехов демонов и шайтанов, а потом из козней шайтана — женщину.

Подобное мнение есть и у образованных хасса, которые разделились на солнцепоклонников (шамсиюн) и поклонников Луны (калязиюн). Если первые отождествляют имама Али с Солнцем, то вторые, соответственно, с Луной. Кроме этого, среди алавитов есть поклонники света (нур) и поклонники тьмы (зульм). У алавитов также есть переселение душ (танассух), где души праведников воплощаются в звезды, а души грешников — в животных. По сведениям мусульманских критиков алавитов, наличие души у женщины нусайриты отрицают. Поэтому, заключают критики, алавиты не учат своих женщин молитвам и не пускают на свои богослужения.

Читайте также: Саудовская Аравия: христианству — бой

Богослужения алавитов заслуживают отдельного упоминания. Кроме мусульманских праздников, они отмечают христианское Рождество, Крещение Господне и Пасху. Христианские миссионеры Сирии свидетельствовали, что алавиты почитают также Ису (Иисуса Христа), христианских апостолов и святых, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином, используют христианские имена. Алавиты нынешней Сирии тесно контактировали с местными христианами, совершали паломничества в храмы и монастыри, прикладывались к мощам христианских святых этой древней страны.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"