Ереси, как мы с вами уже могли убедиться, бывают самыми разными. И касаться они могут не только основ вероучения, но и моментов, казалось бы, от веры весьма далеких. Сегодня мы увидим, что наша тихая Русь, столь удаленная от центров ожесточенных споров о вере, тоже сотрясалась от борьбы с учениями, признанными еретическими. Но, конечно, как всегда у нас бывает, не обошлось без некоторой специфики…
Победы, которые вершатся на полях сражений ценой многих тысяч жизней, запоминаются на века. Но бывают и другие победы — не менее важные для стран и народов, но при этом негромкие и не столь кровопролитные, значение которых понимают далеко не все. Именно к числу этих негромких побед относится сокрушение так называемой "ереси жидовствующих", или новгородской ереси.
Если бы те события происходили в наши дни, вряд ли бы применялось слово "ересь". Скорее, речь бы шла о "тоталитарной секте схариан", а в учебнике профессора Дворкина "Сектоведение" появилась бы новая большая глава. И не мудрено — ведь речь шла ни много ни мало о почти беспрецедентной попытке узкой замкнутой религиозной секты захватить власть в огромном государстве. Попытке, надо сказать, почти удавшейся.
А дело было так. В 1470 году новгородцы, пытавшиеся сохранить свою независимость от стремительно растущего Московского княжества, пригласили на свой престол киевского князя Александра Михайловича Олельковича, ставленника Польши. В свите князя были очень интересные люди. В частности — лейб-медик, киевский еврей по имени Схария (или, как еще говорили, Захария Скара), а также еще несколько любопытных лиц — Моисей Хануш и Иосиф Шмойло Скарабей.
Хоть еретики впоследствии получили прозвание "жидовствующие" (слово "жид" тогда не носило оскорбительного характера, и "жидовствующие" означало просто "иудействующие", т. е. склонившиеся в иудаизм), странная вера Схарии была весьма далека от классического иудаизма. Проявляя несвойственный для своих более традиционных собратьев интерес к миссии среди "гоев", киевский врач энергично принялся за дело.
Читайте также: Катары: недоброе учение "добрых людей"
Остается лишь поразиться успешности его деятельности, ведь уже через год Москва заняла Новгород, и вся киевская гоп-компания была оттуда выдворена. Но семена были посеяны, и какие семена! Как сообщает о Схарии преподобный Иосиф Волоцкий, главный обличитель новой ереси, "был он обучен всякому злодейскому изобретению: чародейству и чернокнижию, звездочетству и астрологии". И еще, как сказали бы сейчас, приемам НЛП. Он не разменивается на проповедь среди простого народа. В его прицеле — властители душ, высшее духовенство, настоятели крупных соборов. Первыми его последователями, подпавшие под чары нового учения, оказываются протопопы Денис и Алексий, а затем — протопоп кафедрального новгородского собора св. Софии Гавриил.
Трудно судить о целях миссии Схарии. Едва ли это было "спасение души", обращение заблуждающихся русских в истинную иудейскую веру. Тем более, с точки зрения самого иудаизма вера Схарии была более чем еретична — чего стоит только призыв воздерживаться от обрезания ради конспирации! Наверное, столкнись с ней иудейский обличитель, подобный православному Иосифу Волоцкому, он назвал бы ее "ересью гойствующих".
Современные "искатели и находители" масонских заговоров везде, где только можно, относят Схарию к представителям мировой закулисы, возжаждавшей погубить православную Русь. Однако, скорее всего, на примере Схарии мы видим типичный образец создателя тоталитарной секты, опьяненного возможностью власти над душами и воодушевленного легковерностью своей новой многочисленной и совершенно неискушенной паствы. Такие товарищи в массовом порядке приезжали в только что развалившийся СССР в начале 90-х годов прошлого века, но никто из них не достиг столь грандиозных успехов, как Схария и его последователи.
В среде русского духовенства XV века, не очень образованного и не искушенного в богословии, жил живой и острый интерес к Священному Писанию. Именно с этой актуальной темы Схария и начал. Точный облик еретического учения сейчас едва ли возможно восстановить, но некоторые моменты всё же известны. Схария обратил внимание своих слушателей на то, что так называемый "ветхий" Завет был заключен навечно — "это завет вечный в роды родов". Да и Христос говорит, что пришел "не нарушить закон, но и исполнить". Как с горькой иронией замечает церковный историк Карташев, "убогая мысль новгородских протопопов свихнулась на этом силлогизме".
Читайте также: Ересь богомилов: средневековое фэнтези
Тем не менее, довольно трудно представить, что всё дело сводилось к богословской аргументации. Остается непонятным, как люди, много лет служившие священниками, и при этом явно имевшие искренний интерес к религии, столь радикально переменили свои взгляды. Как те, кто совершал божественную литургию, перестали воспринимать Иисуса Христа как Божьего Сына и Бога, Искупителя мира. Успех проповеди Схарии вскрыл очень глубокие проблемы русского религиозного сознания того периода, в особенности — проблемы веры священнослужителей. То, насколько стремительно видные новгородские (а впоследствии и московские) протопопы отдавались новой ереси, совершенно чуждой христианству, заставляет задаться вопросом: а во что же на самом деле они верили, еще даже до встречи с киевским ересиархом?
А вместе с тем становится понятно, что только проповедью дело не ограничилось. Имело место поразительное влияние на людей, причем на нужных людей. Поэтому "ересь жидовствующих" в гораздо большей степени являлась не ересью (то есть специфическим вероучением), а именно сектой, основная суть которой не в учении, а в особых методах контроля над человеком.
Покоривший Новгород Иван III вместе с новоприобретенными территориями получил весьма сомнительный подарок в лице новгородских священников-еретиков. Протопопы Денис и Алексий стали настоятелями Архангельского и Успенского соборов Москвы. Но главной силой, на которую опирались еретики, были даже не призванные в Москву протопопы, а Федор Васильевич Курицын, дьяк Посольского приказа, одно из первых лиц в государстве.
Это было выдающийся человек своего времени. Любопытный факт: скорее всего именно он является автором одного из первых светских произведений русской литературы, "Сказания о Дракуле". Русский дьяк высоко и положительно оценивал усилия валашского господаря Влада Цепеша ("Пронзателя", "Сажателя-на-кол"), известного европейскому читателю как граф Дракула, по искоренению крамолы в своем государстве. Так что "передовой европейский гуманизм", который почему-то приписывают "жидовствующим" некоторые современные исследователи, был, мягко говоря, несколько специфичен. Печальная иронию судьбы — родной брат дьяка-дипломата, Иван Волк Курицын, узнал на себе всю прелесть "силовых методов" борьбы с неугодными: он в числе прочих еретиков был сожжен в железной клетке на льду Москва-реки.
Читайте также: Манихейская ересь: компот из религий
Но до расправы над ересью еще было далеко. Более того — церковное руководство даже не знало о ее существовании. Конспирация была поставлена великолепно. Восемь лет ересь тайно существовала и активно распространялась в Новгороде, а после переезда лидеров секты в столицу — восемь лет уже и в Москве.
О том, что стало причиной обнаружения ереси, какую бурную полемику среди церковных мыслителей того времени вызвала необходимость борьбы с ней, какие неожиданно положительные последствия она имела для Руси и Русской Церкви — об этом мы расскажем в следующих статьях нашего сериала "Ересь".
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"