На днях в прессе прозвучало заявление официальных спикеров РПЦ — секретаря Отдела внешних церковных сношений отца Всеволода Чаплина и пресс-секретаря патриарха Кирилла отца Владимира Вигилянского о желательности введения в стране "церковного налога". Церковная десятина — мера, укорененная еще в Ветхом завете. Но пригодна ли она в современные дни?
Размеры чаемого "церковного налога" варьируются от идущей еще с Ветхого Завета "десятины" до "лепты" — "посильной суммы" для верующих. Правда, вскользь можно вспомнить, что "лепта", мелкая монета, принесенная бедной вдовой в Иерусалимский храм, составляла все дневное пропитание несчастной — поэтому ее добровольная жертва и была отмечена Христом перед учениками.
В чем можно согласиться с указанными представителями церкви — что материальное состояние большинства ее священнослужителей находится ниже среднего уровня по стране. Речь ведь даже не об абсолютной величине получаемых за требы "гонораров", а о среднедушевом доходе в священнических семьях. Обычно — многодетных, и часто, с безработной (или мало-зарабатывающей) "матушкой".
Автор статьи, например, часто посещает один небольшой и очень красивый сельский храм. Служит в нем хороший батюшка, не затягивает до неприличия службы, берет весьма умеренную плату за венчания-крестины-похороны — так что "коллеги" с соседних сел порой даже вполголоса обвиняют его в настоящем "демпинге". Но вот беда — в воскресенье там большой базарный день. И подавляющее большинство женского населения (мужское, по известным причинам, к хождению в храм более равнодушно) идут вместо Литургии на рынок — если не продавать мясо выращенных свинок, так купить что-то подешевле, чем в магазине. В итоге на воскресной службе в храме может находиться человек пять — это включая одну-двух хористок.
Читайте также: Христианство и война: мир или меч?
Ясно, что на продаже свечек и просфор несколько раз в месяц при такой явке священнику не заработать даже на кусок хлеба себе лично, не говоря уже о семье. Да и несколько похорон за тот же период ситуацию не исправят. А более радостные крестины и свадьбы, ввиду того, что молодежь в массе своей ломанулась в город из "неперспективной" деревни, происходят и того реже. Батюшке пришлось найти другой выход — он открыл в селе небольшой магазин, занимается фермерством, выращивает пшеницу. Формально нарушая каноны, запрещающие служителям алтаря заниматься "куплями житейскими". Но зато это формальное нарушение позволяет ему не заламывать неподъемные цены на продаваемые в храме свечки, да и на прочую пастырскую деятельность тоже.
Кстати сказать, подобным образом живут очень многие настоятели русских приходов в Западной Европе — подрабатывая по "светской" специальности в силу того, что пожертвований от немногочисленной паствы элементарно не хватает на жизнь.
В принципе, можно было бы поспорить с представителями патриархии о том, составляют ли такие бедные священнослужители "99 процентов батюшек". Судя по количеству развозящих духовенство (и не только высшее) навороченных "Лексусов" и прочих престижных иномарок, цифра будет чуть поменьше. Но все же, если отъехать за пределы Кольцевой автодороги, церковный автопарк будет выглядеть значительно скромнее. Что, впрочем, не отменяет необходимости придерживаться если не обязательного для монахов (из которых и состоит высшее духовенство РПЦ) обета "нестяжания", то хотя бы элементарной морали.
Помнится, в разгар экономического кризиса в США ведущие автомобильные концерны долго не могли получить помощь от правительства. И все потому, что их главы не нашли ничего умнее, как прилететь в Вашингтон на корпоративных реактивных самолетах ВИП-класса. Чего не могла стерпеть даже супер-либеральная американская пресса, сравнив такое поведение магнатов с примером "нищего, который бы приехал просить подаяние на собственном "Мерседесе".
И, право, говоря о необходимости введения налога на верующих, было бы неплохо начать с самих себя, введя очень крупный внутрицерковный "налог на роскошь" для обладателей роскошных иномарок и хором в престижных районах крупных городов. Даже если таких якобы набирается всего один процент.
Читайте также: Человек, озолотивший Елоховский собор
Тем не менее, сама по себе неплохая задумка с повышением финансирования священнослужителей таит в себе немало "подводных камней". Так, в практике Православной Церкви, ни в Византии, ни в России, "десятины", взимаемой напрямую с населения… никогда не было! Была десятина, но лишь с княжеских доходов, а это, как минимум, намного меньше. Да и населением воспринималась она не так болезненно — ну мало ли на что князь-батюшка наши подати тратит, ему виднее. Да и сама Церковь воспринималасьневкачестве еще одного "налоговзыскивателя". В отличие от Западной Европы, где в Средние Века за неуплату "налога" непосредственно в церковную кассу порой полагалась даже смертная казнь.
Кроме того, просто умиляют рассуждения наших церковных и околоцерковных публицистов о том, что, дескать, после введения "десятины" "Церковь станет истинно народной и независимой от государства".
Во-первых, в "православном государстве", в коем видит идеал и руководство РПЦ, церкви всегда находились в подчинении "кесарей" — это аксиома "цезарепапизма", стоящего в основе "византийской модели". Исключения в виде, например, "делателя императоров" константинопольского патриарха Михаила Керуллария или русского патриарха Филарета, в силу статуса отца юного царя Михаила Романова, сохранявшего на него значительное влияние — лишь подтверждают общее правило.
Во-вторых, просто интересно, с чего бы это государству оказывать Церкви помощь по "выколачиванию" налогов в ее пользу из карманов "захожан", не желающих пополнять храмовые кассы традиционным образом — пожертвованиями во время регулярного посещения служб? Или, может, кто-то думает, что "православный народ" толпами сам побежит писать заявления в налоговую об "отстегивании" из своего бюджета солидного процента в кассу местной общины?
Из той же "оперы" маниловские надежды об "интенсификации приходской жизни" после того, как все местные крещеные граждане начнут поддерживать ее финансово в добровольно-принудительном порядке. Право, если 97 процентов якобы "православного народа" находят у себя силы, в лучшем случае, придти в храмы на Пасху-Крещение — то надеяться на рост их церковной активности из-за появления регулярных взносов несколько наивно.
Скорее уж эти взносы будут восприняты в качестве некой "индульгенции": "я ж свой долг перед Богом выполнил — зачем мне еще на каких-то службах стоять?". Логика, точь-в-точь напоминающая поведение многих "ктиторов"-благотворителей побогаче — которые, кроме богатых пожертвований, если и находят в себе силы сходить на богослужение, то разве что в самом конце. А уж там батюшку выбирать или делегатов на епархиальные собрания — это уж увольте.
Читайте также: Как спасти душу замужней христианке?
Может возникнуть множество "непоняток" с теми, кто официально отказался от уплаты налога (но после этого все равно пришел в храм), посещает храмы вне своей территориальной юрисдикции (а чего мы будет чужаков пускать — они ж на наш храм ничего не платили?). Сложно будут обстоять дела с "двойным налогообложением" — когда с уплативших "десятину" официально или неофициально будут просить еще и оплату за осуществление треб. А если батюшек жестко "посадят на зарплату", может оказаться, что от многих своих обязанностей они станут просто отлынивать под благовидными предлогами.
В общем, проблем в случае введения церковного налога может возникнуть немерено. И в первую очередь, для самой же Церкви. Ведь бедственное материальное состояние значительной части ее священнослужителей определяется даже не их личными качествами. А многими другими фундаментальными причинами, по которым 97 процентов "православных" (по признаку крещения в младенческом возрасте "на всякий случай", "потому что так принято", "в жизни не помешает") не имеют представления о регулярной церковной жизни. И согласно церковным же канонам, скажем, об "автоматическом отлучении" тех, кто без уважительных причин отсутствовал на трех воскресных Литургиях подряд. И что-то подсказывает, что они не ходят в православные храмы вовсе не потому, что служащие там батюшки мало получают, а сами здания недостаточно благолепно украшены.
Примечательно также мнение одной матушки, живущей с мужем-священником и маленьким сыном в российской глубинке. Ее семья находится в крайне сложных финансовых условиях, и, казалось бы, уж ей бы радоваться возможному нововведению. Ан нет! "Церковная десятина" скорее пугает ее: при таком раскладе, рассуждает матушка, прихожане, и так-то не обремененные особым уважением к священнику и его семье и считающие каждую копейку в кармане батюшки, окончательно перейдут с ним на торгово-денежные отношения и превратятся во взыскательных клиентов. А батюшка не сможет даже усовестить их…
Читайте также: Вигилянский: враги Церкви ниже плинтуса
Деньги-то с помощью государства собрать в пользу церкви можно. Куда труднее служителям Церкви собрать верующих в единстве веры и Божьей Любви. А для этого нужны не фискальные усилия современных "мытарей", а искоренение фарисейства и теплохладности из душ и прихожан, и их пастырей…