В большинстве направлений индуизма богом-творцом мира полагается Брахма. До его появления не было ни собственно мира, ни богов, а был только бескрайний мрак и океан, грозный и необоримый, скрывавший в себе зерна тех сил, которые однажды должны были прорасти и стать жизнью. И возникло в пространстве этого мрачного океана Золотое Яйцо, и в сердцевине его таился Зародыш. Много веков прошло, пока возросли силы Зародыша, и вот наконец разбил он скорлупу яйца, и разделил половины, и вышел — Брахма, первобог.
Читайте ранее: Боги и богини с берегов Инда
Сотворил Брахма земную твердь и небесную, а также все, что между ними. Из себя он силой своего духа породил других богов, давших в свою очередь жизнь новым богам, демонам, духам и иным существам, включая людей. Тут, впрочем, предания расходятся, и согласно другим текстам, многие боги явились в этом мире сами, когда пожелали и мир был готов к тому, чтобы принять их и их силу.
Среди детей Брахмы особо хочется отметить порожденных им одновременно бога света и богиню ночи. Cочетались они нерушимым браком, и с тех пор они едины и неразделимы, и не бывает света без тьмы, а тьмы — без света.
Сотворил Брахма и все виды меры, и самое время. И время он установил разное для людей и для богов. Годы людей складываются в Великие юги — Махаюги — длиной в двенадцать тысяч лет. В течение Махаюги проходят люди установленный им путь развития. Но к концу каждой Махаюги изнашивается мир, и устают люди под накопившимся гнетом своих несовершенств и грехов, и нуждается мир в обновлении, которое приносит Шива. Год же богов — это триста шестьдесят людских лет, и их годы тоже складываются в свои Махаюги. Двести же тысяч таких Махаюг богов — это один день, один лишь день Брахмы.
Вишну, всемилостивый владыка солнечного диска, блюститель правды и податель законов, охранитель всей вселенной, поддерживающий существование мира, замыкает троицу Великих богов индуизма, Махадэва. Ибо хотя все боги равны в своей высоте и величии, всё же более других почитаются эти трое: Вишну, Брахма и Шива.
Когда был сотворен Вишну Брахмой, обрел он великий дар: силу перевоплощаться своей волей в разных живых существ, и в разных новых обликах-аватарах рождался он в мире с тех пор. Небезынтересно отметить, что первые его аватары, согласно преданиям индуизма, соответствуют стадиям эволюции позвоночных животных: был он рыбой, и был он черепахой, и затем вепрем.
Читайте также: Чудотворцы: Шанкара - значит благой
В последнем облике поднял он на своих клыках землю со дна океана, куда она опустилась под собственной тяжестью и тяжестью мириадов народившихся на ней жизней. Четвертой аватарой Вишну был получеловек-полулев Нарасинхи; в него, яростного, бог блюститель порядка воплотился, чтобы показать людям, что ждет их кара и гибель за нарушение установленных богами законов. Позже приходил Вишну на землю еще не раз, чаще рождаясь в обликах земных царей и учителей, чтобы победить в новой своей аватаре асуров и иных врагов богов или чтобы наставить людей на путь истинный. И Рама — это был он, и Кришна — тоже он, и Будда.
Завершая разговор о Махадэва, вспомним, что каждому из Великих богов индуизма обязательно сопутствует его супруга, воплощающая в себе грань Великой богини, Махадэви. Парвати, "Горная", зовут спутницу Махадэва-Шивы, и это она, подчиняясь зову своей любви и подталкиваемая дерзким богом любви Камой, решилась когда-то нарушить уединенную медитацию Шивы на вершине горы Кайласа. Шива тогда в гневе испепелил Каму (впрочем, вскоре он ему помог возродиться), но пожалел дочь владыки гор, и по прошествии времени она добилась его любви.
Через нее, первую и вечную супругу свою, Шива понял, что сила его стала многократно нарастать, стала поистине бесконечной. И именно она, ее сила, призыв, шакти, побуждают его направлять свою бескрайнюю энергию на порождение все новой и новой жизни. Парвати блага, однако не следует забывать, что она является супругой Шивы — и так же, как он, бывает гневна и яростна, и ярость ее страшнее. В гневной ее ипостаси люди зовут ее Кали, а также и иными именами.
Супругу первобога Брахмы следующие дхарме знают под именем Сарасвати. Была она когда-то рекой, дарившей ясность чувствам людей и их мыслям; ее берега были излюбленным местом для размышлений и медитаций мудрецов. Время прошло, и вознеслась она на небо, где стала вечно юной богиней и сочеталась браком с Брахмой. Некоторые из ее имен на наш язык можно перевести как "дающая существование", "властительница речи и жизни", "высшее знание". Сарасвати — богиня мудрости и знания в индусском пантеоне. Она почитается как воплощение всех знаний, наук, искусств и ремесел.
Лакшми, воплотившая в себе все качества идеальной женщины, идеальной жены по представлениям обитателей Индии, стала супругой Махадэва-Вишну. Она вышла из вод молочного океана в то время, когда боги добывали из него под руководством властителя солнечного диска амриту и сочеталась браком с всемилостивым блюстителем правды, пронизывающим все сущее. Каждый раз, когда Вишну рождался на земле в одной из своих царственных аватар, воплощалась в земную женщину и Лакшми, не желая разлучаться с возлюбленным супругом, становилась она его земной спутницей.
Да, больше других богов почитают люди страны Бхарат троих Махадэва, но не уступают иные им боги в силе и величии.