С будущего учебного года в школьной программе появится новый обязательный предмет. Курс "Основы религиозных культур и светской этики" с 1 сентября 2012 года станет обязательным для всех российских четвероклассников. Но, судя по тому, как преподнесло эту новость Минобрнауки, школьники получат "в подарок" весьма сырые уроки и не готовых учителей.
По поводу введения обязательного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" копья ломались довольно давно. С одной стороны, начинание это весьма благое: детям не повредят ни знания об этике, ни умение хотя бы в первом приближении разбираться в религиозных культурах и традициях собственной страны.
С другой стороны, чиновники подошли к решению вопроса криво, косо и со странными ожиданиями. Например, отчего-то решили, что обучение основам религиозных культур воспитает в детях толерантность. Хотя ни одна религия, чьи основы предлагаются школьникам к изучению, не несет в своей основе идеи толерантности и политкорректности. Более того, местами эти современные ценности находятся с религиозными идеями в настоящем конфликте.
Странности на этом не заканчиваются. Весьма причудливо выглядит само заявление Минобрнауки, чья представительница, Елена Низиенко, рассказала о том, какие именно модули курса выбраны. Как известно, дети, а точнее, их родители должны были определиться, что именно они хотят изучать. Оказывается, "Основы светской этики" выбрали 47 процентов учащихся, "Основы православной культуры" - 28,7 процента, "Основы мировых религиозных культур" - 20,3 процента, "Основы исламской культуры" - 5,6 процента, "Основы буддистской культуры", - 1,2 процента, "Основы иудейской культуры" - 0,1 процента.
Путем нехитрых манипуляций с калькулятором несложно выяснить, что 47+28,7+20,3+5,6+1,2+0,1 = 102,9 процента. После этого остается тяжко задуматься: то ли кто-то особо ретивый записался сразу на два-три курса, то ли в современных школах будущим сотрудникам министерства больше пригодятся традиционные уроки математики, нежели непродуманные и полусырые "курсы основ".
Читайте также: Как Иоанн Кронштадский ОПК преподавал
Почему полусырые? Да потому, что их толком некому преподавать! Минобрнауки бодро отрапортовало, что, дескать, 50 процентов учителей уже подготовлено для того, чтобы обучать "основам" молодое поколение. А оставшаяся половина, добавили в министерстве уже потише, будет подготовлена к первому сентября.
Из этого с удручающей очевидностью следует один-единственный закономерный вывод: как минимум, половина учителей придет в классы с крайне смутным представлением о том, чему же следует учить детей. Может быть, обученные 50 процентов и готовились долго и упорно. Но оставшимся за срок до первого сентября невозможно разобраться в тонкостях той или иной религиозной культуры на таком уровне, чтобы понять ее суть, ее основы и донести их понятным языком четвероклассникам. Все-таки, чтобы вычленить из каждой религиозной традиции главное, эту традицию надо очень хорошо знать и в идеале очень любить.
У нас нет толковых учителей. Практически вообще. Верующих - много, разумно верующих - намного меньше, разумных верующих, хорошо понимающих, во что они верят - совсем мало. Верующих, хорошо понимающих, во что они верят, и умеющих это объяснить - я знаю одного. Одного-единственного. И на его лекциях, сама свидетель, студенты сидят за партами, на партах, в проходах и на принесенных стульчиках вдоль стеночек. А по его собственному недавнему признанию в блоге, "с прошлой недели число студентов, приходящих на мои лекции в МГУ, выросло в три раза. Сегодня они сидели у меня за спиной".
Неужели в Минобрнауке думают, что Кураевы к ним на школьную ставку валом повалят? Да и где взять в каждую школу России столько отцов Андреев? А где взять человека, который с одинаковой грамотностью преподаст основы всех религиозных традиций? Неужели профессоры Андреи Зубовы, звезды МГИМО, способные блестяще прочитать лекцию о буддизме, индуизме, иудаизме, христианстве и так далее - на каждом шагу валяются?
Читайте также: Мусульмане Ирака против детей-эмо
В общем, хотели как лучше, а получается, как в стишке: гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить... Не все ладно было и с выбором курсов. Во время "обкатывания" курса, которое проходило в 21 регионе России целых два года, немалая часть родителей жаловалась, что их принуждают выбирать "основы светской этики".
Чиновники разводят руками - мол, ну не будут же школы искать специального учителя для нескольких детей, которые посвоевольничают и выберут, скажем "основы иудаизма" или "основы буддизма". Конечно, приходится "причесывать" их под одну гребенку с большинством. Что, как вы понимаете, особенно способствует развитию в детских сердцах и мозгах толерантности и политкорректности.
Безусловно, подобные уроки нужны (хотя бы потому, что в современном мире нужно уметь разбираться в религиозных вопросах и нужно знать основы культуры своей страны), но проблема кадров, учебников и бюрократического отношения сейчас встанет поперек горла.
Учебники - это, кстати, отдельная головная боль. Не знаю, как для школьников, а вот лично я держала в руках учебник по религиоведению для студентов. Там в разделе "христианство" была пересказана Нагорная проповедь. И все. То есть, совсем все. Ни о распятии, ни о воскресении, ни о личности Христа, ни о других составляющих "костяка" христианства - Символа Веры - студенты из этого учебника так и не узнали. Вот такие "основы христианства"...
Читайте также: Великобритания: крест Христов вне закона
Радует, однако, то, что Минобрнауки не рекомендует учителям оценивать детские знания по этому предмету. Ну, хотя бы двоек не будут бояться четвероклассники. На том спасибо.
И остается верить, что, даже пройдя "пилотный" этап, курс все равно останется под пристальным наблюдением, не остановится в развитии, и преподавать его пойдут не по остаточному принципу, а из любви к предмету. Хотя бы где-нибудь...
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"