Женщины: от сотворения мира до Христа

Приближается Восьмое марта — праздник, традиционно скептически воспринимаемый в церковной среде. И корни-то у него не религиозные, и выпадает-то женский день в подавляющем большинстве случаев на Великий пост. До отмечаний ли тут? Но, может быть, лучше не ругать, а воспользоваться поводом и вспомнить, что пишет о прекрасном поле Священное Писание?

Накануне Восьмого марта в церковных СМИ обычно обостряется дискуссия — можно ли православным отмечать этот праздник? Усугубляет положение то, что он, за редкими исключениями (если Пасха — очень поздняя) практически всегда попадает на Великий Пост. В связи с чем его всячески пытаются унизить, дабы у православных и мысли не возникло развлекаться посреди предпасхального пути.

И, в качестве доказательств, кроме ходульного "эту дату изобрели Клара Цеткин и прочие безбожные социалистки" часто начинают приводить и другие аргументы. Которые нередко превращаются в "антиженские" в широком смысле слова. Ну, например, "Восьмого марта по новому стилю Церковь отмечает обретение главы пророка и Предтечи Иоанна Крестителя — а главу ему отсекли по просьбе жены царя Ирода, после греховного пира и танцев нечестивой царевны Саломеи".

Отсюда следует недвусмысленная экстраполяция чуть ли не на всех женщин вообще, чтобы последние получше прочувствовали "греховный" характер праздника в их честь. И даже робкие напоминания "у православных есть свое "Восьмое марта — Неделя жен-мироносиц" положение не спасает. Признаемся откровенно: попытки завести "свой" женкий день для православных успехом вряд ли увенчаются. Так как в нашем "высокохристианском" обществе даже поход в храм на Пасху почитается неподьемным подвигом для 90 с лишним процентов вроде бы верующих. А уж ожидать от нас ежегодного высчитывания третьей недели после Воскресения Христова, когда и вспоминаются мироносицы — это уже из области малонаучной фантастики.

Но так ли уж отрицательны большинство женских персонажей Священного Писания, раз их сугубое почитание в начале марта некоторые консервативные богословы пытаются объяснить в том числе и этим? Ниже будет представлен краткий обзор наиболее известных героинь Библии, ввиду обширности материала представленный в двух частях.

Читайте также: Екатерина II — православная императрица

Надо заметить, что с первого взгляда "книга книг" действительно не обращает на прекрасный пол заслуженного внимания. Даже у самых серьезных люедй может вызвать улыбку начало Евангелия от Матфея: "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его…" — как будто мужчины могут самостоятельно родить потомков. Книга Бытия подробно приводит имена Ноя, его сыновей и внуков, спасшихся после Потопа — но об именах жен умалчивает. Да что там — мы даже не знаем, на ком женились сыновья Адама и Евы (еще хорошо, что знаем саму Еву)!

Тем интереснее те места Писания, которые повествуют именно о прекрасных созданиях, ставших важной частью священной истории. Характеры их, правда, неоднозначны — но как раз это и заставляет задуматься, почему Господь выбрал именно этих женщин для осуществления своего замысла о человечестве?

Самой первой, разумеется, следует упомянуть нашу общую праматерь Еву. Плохо замаскировавшиеся женоненавистники, конечно, не преминут напомнить, что именно она первой сорвала запретный плод с дерева познания добра и зла — да еще и вовлекла в свой грех мужа Адама. Забывая о том, что богословская дискуссия с дьяволом в образе Змия-искусителя не доводила до добра и куда более крепких мужей в истории христианства. А первый однозначный победитель лукавого в такой полемике — это Господь Иисус Христос, которого Сатана зря искушал в пустыне цитатами из Священного Писания.

Не следует забывать, что, несмотря на свое прегрешение, Ева была любящей женой и заботливой матерью. Само ее имя, переводящееся в древнееврейского, как "жизнь", свидетельствует о том, какой хорошей подательницей жизни своим потомкам она была. Так что сильно ругать Еву не стоит — если бы все современные женщины были похожи на нее, наверное, мир превратился бы в земнойрай.

После длительного временного промежутка на горизонте появляется другая женщина — жена библейского патриарха Авраама Сарра. Правда, особо много о ней не написано. До 100 лет она была бездетной и даже не поверила обетованию Божию о рождении сына, которому суждено стать родоночальником потомков "многочисленнее песка морского". Но, вообще, прожить всю жизнь с одним мужем в любви и согласии — это, пожалуй, само по себе можно назвать подвигом.

Читайте также: Посмертное мученичество святого Валентина

Гораздо больше повествуется в Книге Бытия о жене сына Авраама Исаака — Ревекке. Право жениться на любимой девушке тому пришлось завоевывать тяжким трудом и с Божьей помощью. Любопытен эпизод из того периода, когда любящие супруги уже состарились. Если патриарх Исаак больше любил своего первенца Исава — то его жена — "младшенького" Иакова. И когда состарившийся отец захотел преподать идущим в самостоятельную жизнь сыновьям свое родительское благословение, Ревекка и Иаков его вроде бы обманули. Первая сама приготовила любимое кушанье патриарха из мяса диких животных, которых приносил с охоты старший сын Исав, и хитро замаскировала под первенца Иакова. Иаков подал отцу его обожаемое блюдо, а почти потерявший зрение Исаак не заметил подмены в сыновьях и преподал большую часть благословений младшему сыну.

Однако Исав в свое время без всяких угрызений совести сам отказался от права первородства, поменяв его на миску чечевичной похлебки. Да и Священное Писание прямо говорит, что именно Иаков был предназначен Богом в исполнители Его замысла о создании "избранного народа". Так что формальный обман в данном контексте предстает как исполнение Воли Божьей, в чем Ревекка преуспела гораздо больше, чем ее муж, патриарх Исаак. Что, видимо, и послужило причиной персонального упоминания нашей героини в Ветхом Завете.

Следующие рассматриваемые нами женские персонажи вообще могут вызвать, на первый взгляд, даже возмущение. Раав-блудница, жившая в языческом Иерихоне по Закону Моисееву если чего-то и заслуживала — то разве что побивания камнями. Тем не менее, именно она, приютив разведчиков израильской армии, избавив их от погони, единственная в обреченном городе исповедала могущество Бога Израилева. Чем спасла и себя и всех членов семьи от гибели после взятия Иерихона евреями.

Читайте также: Ксения Петербургская: когда безумство — успех

Руфь-моавитянка вообще была представительницей иного, хотя и не очень враждебного евреям народа моавитян, воспитанной в язычестве. Но она, после смерти своего мужа-иудея, не покинула свекровь, возвратившись к своему народу — но продолжала заботиться о ней и дальше. После чего Господь вознаградил ее не только новым удачным замужеством — она стала прабабушкой царя-пророка Давида и героиней отдельной Книги Ветхого Завета. Кстати, матерью второго (и последнего) мужа Руфи, Вооза, была вышеупомянутая Раав.

Следующая "дочь Евы" также выглядит очень неоднозначно. Красавица Вирсавия поначалу была женой военачальника царя Давида — Урии. Но была у нее легкомысленная привычка принимать ванну на крыше собственного дома с видом на дворец. Немудрено, что царь в конце концов увидел ее красоту в самом соблазнительном виде, предсказуемо потерял голову от любви и сделал Вирсавию своей любовницей. А когда беременность последней не удалось скрыть, послал ее мужа на верную смерть, приказав поставить его во время битвы на самое опасное место.

После этого Давид забрал Вирсавию в свой гарем — но был обличен пророком Нафаном в двойном грехе, убийстве и прелюбодеянии. После чего в смятенной душе царя-пророка родился, пожалуй, самый известный 50-й покаянный псалом, знакомый каждому кающемуся грешнику: "Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей…"

Господь принял покаяние своего помазанника, хотя и попустил умереть в младенчестве первому ребенку Вирсавии от Давида. Но, видимо, настоящая сильная любовь — даже если она формально греховна — учитывается Богом в своих планах. Потому что второй сын царственных супругов, Соломон, стал самым славным царем Израиля. Именно ему Господь поручил построить величественныйхрам, который не разрешил построить Давиду, сказав ему: "Слишком много на твоих руках крови". И, главное, все три вышеупомянутых женщины — Раав, Руфь и Вирсавия — стали прародительницами Спасителя, войдя в его родословную…

Читайте также: Святая Нина, подарившая Грузии Христа

Отдельная книга Ветхого Завета посвящена и Эсфири. Простая еврейская девушка времен пленения "избранного народа" иноплеменниками за свою красоту и скромность стала женой персидского царя Артаксеркса. Но когда придворные интриганы обманом подготовили царский указ об уничтожении евреев, она, не побоявшись возможной гибели за появление перед царем без приглашения, ходатайствовала перед мужем за соплеменников. Чем и заслужила их благодарную память — в честь чего иудеями доселе отмечается праздник Пурим. Кстати, этот праздник очень и очень часто выпадает именно на восьмое марта, так что у иудеев есть своя причина праздновать "международный женский день", а у нелюбителей этого праздника — лишний повод запретить православным его отмечать.

Еще одна книга посвящена Юдифи — еще одной прекрасной женщине, рано ставшей вдовой. Когда ее город обложили бесчисленные воинства жестокого военачальника ассирийского царя Навуходоносора Олоферна, Юдифь пошла в стан захватчиков, притворившись перебежчицей. А когда Олоферн, упившись вином до скотского состояния, воспылал к ней страстью, отрубила врагу голову, тем самым спровоцировав панику в рядах оккупантов, завершившуюся их полным разгромом.

Кто-то, конечно, может увидеть в таком примере лишь характерный для наших бессовестных времен "секс-шпионаж", широко используемый спецслужбами всех стран. Но Юдифь не изображала любовь к враждебному полководцу — он сам захотел удовлетворить вспыхнувшую похоть, с любовью не имевшей ничего общего. Так или иначе, подвиг упомянутой женщины почитается и христианами. Так, в одном из песнопений Акафиста Пресвятой Богородицы Матерь Божью сравнивают с ветхозаветной героиней: "Радуйся, Юдифь необоримая, стершая главу лютому Олоферну…"

Справедливости ради, надо отметить, что в Ветхом Завете есть и другие примеры женского поведения. Например, "Юдифи-наоборот" — Далилы, возлюбленной судьи израильского, силача Самсона. Меркантильная красавица взяла деньги от филистимлян за то, чтобы выведать секрет непобедимости своего любовника, не отличавшегося особой щепетильностью в сердечных делах. За что Господь и попустил ему потерпеть поражение — после того, как Далила остригла волосы Самсону, его захватили в плен и ослепили. Правда, когда ликующие победители отмечали унижение своего недруга, они не заметили, что волосы у пленника уже отросли, а с ними возвратилась и сила. После чего герой совершил свой последний подвиг — разрушил языческий храм, погибнув сам вместе с тремя тысячами врагов под его обломками.

Читайте также: Татиана Римская — заступница студентов

Впрочем, Далилу в злодеяниях явно превзошла Иезавель — супруга нечестивого израильского царя Ахава. Хотя, по большому счету, после раскола древнееврейского царства на Израиль и Иудею, на престоле первого благочестивых царей не было в принципе, так как они утверждали независимость своей страны извращением установленного Богом Закона. Однако Иезавель превзошла всех — так как начала форменный "геноцид" против пророков Божьих, вместо этого всячески патронируя лже-пророков языческих идолов. "Прославилась" она и во внерелигиозных злодеяниях — как в случае с понравившимся ей виноградником Навуфея, после отказа продажи которого она просто казнила владельца по ложному обвинению. Преступная царица стала жертвой дворцового переворота — "и псы съели тело ее", выброшенное из окна, по грозному предсказанию славного пророка Божия Илии.

Впрочем, последние два отрицательных примера все равно не могут перевесить примеров "положительных жен" Ветхого Завета. Еще более оптимистично выглядит "прекрасный пол" в Завете Новом. Но об этом — в завтрашнем продолжении статьи.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"