Мы продолжаем публикацию статей, посвященных ересям далекого прошлого и наших дней. Ереси — это порой весьма оригинальные направления религиозной мысли человечества, отвергнутые основными вероучительными системами. Тем интереснее узнать, что и в наши дни существуют последователи учений, которые, казалось, давным-давно канули в Лету. Так удивляются ученые, находя вид живых существ, считавшийся давно вымершим. Так удивились и европейцы XIX века, столкнувшись в Ираке с так называемыми "учениками Иоанна Крестителя", или, как сами "ученики" называли себя, мандеями. А на самом деле, это уникальная ересь, последовательно противоставляющая себя трем авраамистическим религиям: иудаизму, христианству и исламу.
Даже если вы не читали Библию, все равно, скорее всего, слышали, как Моисей вывел еврейский народ из Египта, пройдя по дну Чермного (Красного) моря. А фараон и его войско, пустившееся в погоню, погибло в нахлынувших водах. Избавлению от "рабства египетского" посвящен главный иудейский праздник — Пейсах (Пасха). Этим событиям посвящено и прекрасное православное песнопение, звучащее в храмах в Великую Субботу: "Волною морскою скрывшаго древле гонителя, мучителя…" Едва ли кто-то мог предположить, что в мире существует целая религиозная традиция, где один главных светочей в истории человечества — тот самый "гонитель, мучитель", египетский фараон. А один из главных праздников — воспоминание о египтянах, утонувших в водах Красного моря!
Читайте также: Ересь Маркиона: злой демиург и добрый Бог
Что самое удивительное, эта традиция — мандеизм — не имеет никакого отношения к Египту и египетскому народу. Просто, что называется, люди очень авторски переосмыслили библейский рассказ… Такая же история — и с остальными событиями, изложенными в Библии. Когда впервые за много веков в XVII столетии мандеев посетил Игнатий, католический миссионер, он принял их за христиан, и появилось название "христиане Иоанна Крестителя". Дальнейшее знакомство с этими удивительными людьми показало, что к христианству мандеи не имеют никакого отношения.
Само слово "мандеи" происходит от арамейского manda — "знание", и название это не случайно. По всему характеру вероучения мандеи — последние представители гностицизма ("гнозис" — знание), одного из самых первых еретических течений в раннем христианстве. Казалось, гностицизм исчез без следа много веков назад, но, как оказалось, в Ираке и Иране он сохранился в столь причудливом виде. По мнению ряда ученых, мандеи — это потомки учеников Иоанна Крестителя, не воспринявших проповедь Иисуса Христа, предтечей Которого Иоанн себя называл. Подпав под влияние гностиков, а также вобрав в свою систему культы древней Вавилонии, мандеи стали тем, кем стали.
Читайте также: Ереси: как Спаситель "спектакль" разыграл
Религию мандеев можно назвать монотеистической весьма условно. В ней очень сильны идеи дуализма — противостояния света и тьмы, доброго и злого начала. Полностью отсутствует понимание Бога как изначального и вечного Творца всего сущего. Изначально было некое высшее начало, "Великая Слава", из которой истекает "великий Иордан" и происходят все сущности. Оттуда же происходит "первая жизнь", Бог мандейской религии. Из него истекают "вторая жизнь" и "ведение жизни" (ведение, то есть знание, по-арамейски manda, — отсюда и название "мандеи"). Вторая жизнь попыталась подняться над первой, из которой произошла, за что была наказана (здесь мы можем уловить некоторое сходство с традиционным для христианства и ислама преданием о падении сатаны), а "ведение жизни" стало сыном возлюбленным. Вот это "ведение жизни" последовательно воплощается в мире в виде Авеля, Сифа, Еноха и, наконец, — в лице Иоанна Крестителя.
Читайте также: Восемь столетий храма Иоанна Крестителя
А вот материальному миру сильно не повезло. Последний, 360-й, из эонов (высших существ) посмотрелся в "черную воду", и из этого отражения возник творец (Гавриил), которому было поручено создать материальный мир. С заданием он справился плохо — сотворенные им люди, Адам и Ева, не могли ходить, а лишь ползать. Потребовалось вмешательство "сына возлюбленного", который, в частности, научил людей не чтить своего творца.
Остается только удивляться, как люди, исповедующие такое учение, смогли выжить в мусульманском окружении. Очевидно, их спасало то, что мусульмане принимали их за разновидность христиан. Этому очень способствовало практикуемое мандеями водное крещение, которое они совершают не раз в жизни, как христиане, а довольно часто.
Читайте также: Христианская ересь — полезное разномыслие?
Наверное, крещение, совершаемое во оставление своих грехов, и благоговейное отношение к Иоанну Крестителю и первым ветхозаветным праведникам — единственное, что роднит христиан и мандеев. Всячески превознося Иоанна, Иисуса Христа (Йишу Мшиху) мандеи считают лжепророком, получившим крещение в результате ошибки. Для противодействия ему с небес сошел "сын возлюбленный", Ануш, обвинил Йишу перед иудеями, обрек его тем самым на распятие. Но и иудеям не поздоровилось — за то, что они убили Иоанна Крестителя, Иерусалим был разрушен, а сами они рассеяны по свету. Снова сойти в мир Анушу пришлось, чтобы противостоять последнему лжепророку — Мухаммаду и его зятю Али.
Как мы видим, мандеизм последовательно противопоставляет себя всем религиозным традициям, с которыми сталкивается. Причем не просто утверждает "вы веруете неправильно, а мы — правильно", а перетолковывает, переворачивает с ног на голову все то, что свято в иной религии, делая этот "перевертыш" частью собственной традиции. В этом отношении мандеизм, безусловно, уникален. По не вполне понятным причинам исключение сделано для самых первых библейских праведников (последний из них Ну — Ной). Начиная с Авраама, якобы поклонявшегося солнцу, идут лжепророки. Во времена одного из них — Миши (Моисея) именно египтяне хранили истинную веру, потому и память о египтянах и фараоне столь чтится мандеями. В общем, как видно, привередливым мандеям не угодил никто из основоположников трех мировых религий. Действительно, непонятно, как им удалось выжить.
Читайте также: Езиды: примирение с Богом для всех
Самих мандеев нередко называли звездопоклонниками. Звезды и небесные тела, действительно, занимают особое место в их культе. Считается, что звезды и планеты влияют на судьбу людей и посмертное воздаяние. В этом виден отголосок древних религий Вавилонии. Даже храмы мандеев — небольшие сооружения из тростника, обмазанного глиной, — не имеют крыши, чтобы во время религиозных церемоний, проводимых, как правило, ночью, было видно звездное небо.
Сейчас для носителей этой древней традиции наступили тяжелые времена. Тайное стало явным, за христиан мандеев уже никто не принимает, и жить в мусульманском, весьма нетерпимом к еретикам окружении им становится все тяжелее. Один из оставшихся пяти мандейских епископов, Ганзевра Саттар, говорит, что для людей его веры оставили только один выбор: или отречение, или смерть. На сегодняшний день мандеев в мире насчитывается около 60 тысяч.
Читайте также: Езиды: дорога в потерянный рай
Можно по-разному относиться к самой религии мандеев, серьезно задевающей чувства христиан, мусульман и иудеев. Но их стойкость, позволившая сохраниться столь древней и необычной традиции, не может не вызывать уважение, а также надежду, что и в горниле новых испытаний мандеизм не исчезнет бесследно с лица земли.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"