Святая Евхаристия — важнейшее из христианских Таинств. Ее установил Иисус Христос на Тайной Вечере, когда подал апостолам хлеб и вино, сказав, что это — Его плоть и кровь. Церковь благоговейно вспоминает об этом событии в Страстной Четверг. Но неуемные британские ученые не смогли обойти вниманием столь важное сакральное событие и выдвинули свою версию. На самом деле днем воспоминания должен быть не четверг, а среда, считают они.
Всю Страстную неделю христиане вспоминают последние события земной жизни Иисуса Христа. Каждые сутки наполнены своим значением и смыслом. В понедельник произошло изгнание торговцев из храма. Во вторник — сестра воскрешенного Лазаря Мария помазала голову и ноги Христа драгоценным миром, приготовив Его тем самым к погребению. В страстную среду Иуда предал Иисуса — пошел и договорился с первосвященниками, что выдаст им Его.
А в Страстной Четверг — день перед распятием — христиане вспоминают, как Иисус с учениками провел последнюю трапезу. На этом ужине, известном, как Тайная вечеря, было установлено таинство Евхаристии, то есть, Причастия. И с тех пор каждая литургия в каждом храме — это чудесное соучастие в Тайной Вечере, а не просто воспоминание о том, что случилось две тысячи лет назад.
Причащаясь из литургической чаши, христиане верят, что получают Дары из рук самого Спасителя и сотрапезничают со святыми апостолами. Таинство Евхаристии, в представлении верующих, соединяет время, пространство, причащает человека Богу и, конечно же, воочию дает понять, насколько едина церковь, насколько над ней нет ни власти расстояния, ни власти сроков. Оттого именно к Таинству причастия в церкви особо благоговейное отношение и Страстной Четверг — один из важнейших дней церковного года. Но британские ученые решили доказать, что на самом деле христиане ошибаются, и вспоминать об установлении Евхаристии следует на день раньше. Почему?
Согласно Евангелию, после Тайной вечери Христос с учениками ушел в Гефсиманский сад, где и молился до тех пор, пока Его не арестовала приведенная Иудой Искариотом стража. Ночь с четверга на пятницу насыщена событиями: молитва и арест Христа, суд в доме первосвященника Каиафы, отречение Петра, самоубийство Искариота и первая встреча Иисуса и Пилата. А в первую половину дня пятницы — встреча с Иродом, еще один суд у Пилата, издевательства над Христом и, в конце концов, распятие. Не может такого быть, решили британские ученые. Мыслимое ли дело — столько всего успеть за одну ночь и половину дня! Наверняка, эти события растянулись на двое суток и начались не вечером в четверг, а вечером в среду.
Читайте также: Страшное горе: как молиться за самоубийц?
Поводом для сомнений послужило еще и то, что евангелисты по-разному называли день Тайной вечери. Они не говорили напрямую "среда" или "четверг". Трое евангелистов, Матфей, Марк и Лука, писали, что она состоялась в первый день празднования Песаха, а четвертый евангелист, Иоанн, что за день до праздника. Досадное несоответствие в текстах заставляло библеистов ломать головы: кто же из авторов Священного писания ошибается?
Некоторых эта несостыковка заставила и вовсе поставить под вопрос весь Новый завет. Мол, если уж евангелисты в днях недели сойтись не могут, чего и говорить о более важных вещах. Наверняка, все было не так, как они пишут. Но кэмбриджский профессор Колин Хамфрис уверен: никакого несоответствия нет.
"Евреи не могли спутать ужин Песаха с каким-либо другим. Поэтому противоречие в евангелиях не поддается объяснению. Многие исследователи Библии на основании этого делали вывод, что Новому завету вообще нельзя доверять. Я использую науку и евангельские тексты и не вижу противоречий. Просто разные авторы пользовались разными календарями", — сказал Хамфрис. По его версии выходит, что Иисус, а вслед за ним Матфей, Марк и Лука, пользовались древним иудейским календарем. А апостол Иоанн сверялся с официальным лунным, который, кстати сказать, сохранился до наших дней.
Но втаком случае, считает ученый, Тайная вечеря состоялась не в четверг, а в среду. Хамфрис полагает это логичным. По его мнению, именно среда странным образом "выпадает" из дней последней недели жизни Христа, поскольку Евангелие никак ее не описывает.
"Меня всегда интересовало библейское описание последней недели жизни Христа, в котором никто не мог найти упоминания о среде, — сказал Хамфрис. — Мне всегда казалось это странным: в конце концов, Христос был весьма занятым человеком".
Строго говоря, он прав: событие, которое христианская традиция относит к страстной среде, то есть договор Иуды Искариота с первосвященниками, с этим днем в Евангелии отчетливо не увязано. Упоминание о предательстве Иуды следует сразу за рассказом о том, как Мария возлила миро на голову и ноги Христа, без указаний, мол, "на следующий день". Конечно, никто не мешал Искариоту заглянуть к первосвященникам во вторник поздно вечером. А если даже он сделал это действительно в среду, то нет никаких подробностей, чем занимался в этот день Сам Христос. Два события, предательство и Тайная вечеря, вполне могли наложиться одно на другое.
Противоречит этой трактовке лишь одна деталь: в рассказе Матфея о визите Искариота к первосвященникам указано, что "с того времени он искал удобный случай предать Его" (Матф.26:16). Что выглядит довольно странно, если принять как факт, что само предательство состоялось лишь несколькими часами позже — в ночь со среды на четверг. Какое там "искал" — у Иуды в этом случае едва-едва хватило бы времени договориться обо всем с первосвященниками.
Тем не менее, Хамфрис считает, что "перенос" Тайной вечери на сутки назад правомерен — таким образом, Христа арестовали в ночь на четверг и судили до утра пятницы. По мнению ученого, это гораздо правдоподобнее, чем версия, будто приговор был вынесен первосвященниками и Пилатом почти молниеносно.
Дополнительным аргументом "за" эту версию может быть то, что после римского наместника и первосвященников Иисус был также отведен к царю Ироду. Об этом пишет только евангелист Лука. Остальные евангелисты опускают этот эпизод, видимо, полагая, что он не имеет особой смысловой нагрузки.
Апостол Лука добросовестно сообщает, что царь Ирод, "увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо". Не получив чуда, Ирод поиздевался над Христом, облачил Его в светлую одежду и отправил обратно к Пилату. Отметим: Иисуса распяли в пятницу около полудня, а до этого был еще второй суд у римского наместника. Если Христа арестовали в ночь четверга, сначала отвели в синедрион, а потом — первый раз к Пилату, то возникает закономерный вопрос: во сколько же Его привели к Ироду?
Читайте также: Семьдесят апостолов Иисуса Христа
В общем, версия Хамфриса вполне имеет право на жизнь. Другое дело, что подобные исследования никак не повлияют на церковную традицию "вспоминать" Тайную вечерю именно в четверг. Неточность дат здесь не играет особой роли: когда речь идет о божественном, время вообще отходит на второй план и становится несущественным. Ведь церковь, как и Сам Бог, находится в вечности, и земное течение часов над ней не властно.
Да и тяжело представить, что день становления Евхаристии "подвинут" на сутки, чтобы он совпал с днем предательства. Ведь у служб Страстной недели нет задачи дотошно воссоздать последовательность событий. В них заложен иной смысл: раскрывать поколению за поколением, как это происходило. Может быть, предательство и случилось в один день с Тайной вечерей. Но в церковном календаре они всегда будут разнесены — чтобы лучше осознать то и другое. В конце концов, не так важно, когда случились эти события, важнее то, что они в принципе произошли. И вполне естественно, что Церковь берет дни на обдумывание случившегося, а не частит, пытаясь угнаться за реальными часами.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"