Патриарх Кирилл: со мной всегда одиночество...

Православные архиереи — обычные смертные люди, со своими трудностями, печалями и слабостями. Напомнить об этом решил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской православной церкви признался, что его вечные спутники — усталость и одиночество, нет у него ни выходных, ни друзей. Тяжек патриарший крест, хоть он и из чистого золота.

Наверное, не сосчитать людей, которые негодуют из-за дорогих часов патриарха Кирилла и представительских машин, на которых его возят, а пост предстоятеля Русской православной церкви считают синекурой. Но мало кто знает, какова на самом деле подкладка патриаршей судьбы, и на что обрекает себя человек, занявший этот высокий престол. А если бы знали, то, может быть, не торопились бы осуждать часы и машины, потому что никакие земные ценности не могут восполнить то, от чего приходится отказываться главе Церкви.

Что же такое на самом деле служение высшего церковного иерарха, рассказал сам патриарх Кирилл. Радости в высоком звании, оказывается, мало: на нее просто не хватает ни сил, ни времени. А сам патриарх, при том, что всегда на людях, замкнут в одиночестве и не имеет близких друзей.

"Одиночество — это то, что реально до конца дней будет сопутствовать мне как патриарху, оно сопутствовало и всем моим предшественникам, — признался журналистам глава Русской православной церкви. — У патриарха не может быть друзей, у него паства, а вот дружба в таком обычном, бытовом смысле слова — она практически невозможна, потому что все силы патриарха уходят на то, чтобы быть пастырем для всех".

Читайте также: Патриарх Кирилл: юбилей земного пути

А раз "для всех", то не может идти речи о том, чтобы кто-то был ближе "к телу". "Дружба предполагает избранный круг людей, неких любимчиков, тех, кто поближе к патриарху, чем другие. Я думаю, что это очень контрпродуктивно", — сказал его святейшество.

Впрочем, помимо сказанного, патриарху сложно дружить с кем-то и по самой банальной причине. У него попросту нет времени на отношения вне сана: в отличие от подавляющего большинства людей, он находится на служении двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю. Журналисты спросили его святейшество, когда у того был последний выходной день, и патриарх не сумел вспомнить.

"Если даже я не имею присутственного дня, то есть если мне не обязательно нужно ехать, чтобы встретиться с людьми, я работаю с документами, которые накапливаются иногда в таком огромном количестве, что мне приходится читать в день до трехсот страниц текста", — рассказал глава Церкви. А ведь к этому надо приплюсовать еще телефонные беседы, встречи с посетителями, поездки… И это только средний рабочий день патриарха, а что же тогда говорить о по-настоящему загруженных днях?"

"Поэтому не получается отдыха. Я говорю это не со скрытой надеждой или уверенностью, что люди скажут: вот какой патриарх трудолюбивый, какая умница, сколько работает, как много читает! А я бы хотел сказать, что, может быть, патриарх не умеет управлять своим временем. Я пытаюсь ввести какой-то порядок в свою работу, потому что без отдыха человек работать не может", — сказал предстоятель Русской православной церкви.

Конечно, патриаршее служение — это крест, и будь он хоть из чистого золота, тащить его все равно тяжко. Впрочем, вряд ли можно надеяться, что нелюбители и противники патриарха Кирилла и Русской православной Церкви в целом проникнутся этим интервью и поймут, что путь предстоятеля — это подвижничество, а не пользование всеми земными удовольствиями. Наверное, патриарх — это один из самых критикуемых людей в современной России, и уж неизвестно, как он переживал бы постоянные нападки, если бы не чувство юмора. Качество, которым его святейшество был знаменит всегда, задолго до того, как возложил на голову патриарший куколь.

Читайте также: Первоиерарх благословил христиан Сирии

"Юмор помогает не только эмоционально разрядиться, но и разрешить напряженную ситуацию", — уверен предстоятель РПЦ. А вот отсутствие этого замечательного качества, чем нередко отличаются его противники — "очень опасное явление", с точки зрения патриарха Кирилла. Конечно, если не уметь пошутить, то можно и лопнуть от чувства собственной важности и серьезности.

Не чужд глава Церкви и такому, в общем-то, не слишком благочестивому увлечению, как анекдоты. Правда, только в роли слушателя. "По части анекдотов — я их люблю послушать, но как-то их не очень умею запоминать", — признался патриарх Кирилл. Хотя, конечно, интересно: у кого хватает духу рассказывать анекдоты главе РПЦ, если с друзьями он не общается? Все-таки сложно представить, что подобным образом патриарха Кирилла забавляют подчиненные или посетители. Впрочем, кто знает — может быть, те, кто общается с ним каждый день, привыкли к тому, что и сам его святейшество в своих речах не чурается шуток, и от своих служащих и гостей не требует каменной серьезности?

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"