В предгорьях Крыма, в живописном ущелье, стоит каменная часовня, а возле нее — источник Савлух-Су, что означает Исцеляющий. Вода в нем прохладная, чистая и вкусная. Рассказывают, что она и в самом деле целебная. И часовню, и источник связывают с именами святых бессребреников Косьмы и Дамиана, которые, по преданию, некогда обитали в тех краях.
Предание гласит, что в царствование римского императора Диоклетиана жили в Асии два брата-лекаря, Косьма и Дамиан (в русской православной традиции — Козьма и Демьян). Братья вели строгий, целомудренный образ жизни, а также обладали даром исцеления болезней. Так как денег за лечение больных они не брали, их стали называть "бессребрениками". Они не просто лечили людей, но и творили настоящие чудеса. Так, якобы Косьма и Дамиан ампутировали одному из пациентов пораженную язвой ногу и вместо нее пришили… ногу недавно умершего мавра! Этот сюжет позднее нашел отражение во многих произведениях средневекового искусства.
Воспитанные родителями в христианской традиции, Косьма и Дамиан стали обращать в христианство и других людей. Так как на христиан тогда были гонения, то по приказу префекта Киликии Лисия братьев-лекарей взяли под арест и подвергли пыткам с целью добиться их отречения от веры. Однако пытки не нанесли им никакого вреда, и в конце концов, Косьму и Дамиана вместе с тремя младшими братьями казнили, отрубив им головы. Но есть и другая версия — что братьев сослали в Тавриду, где они занялись врачебной практикой и быстро завоевали популярность среди местного населения. Один человек, местный лекарь, позавидовал им черной завистью за то, что отбивали у него хлеб, и как-то, подкараулив братьев в горах, убил их. Сделав свое грязное дело, убийца зарыл тела жертв рядом с источником.
Читайте также: Семьдесят апостолов Иисуса Христа
Прошло немного времени, и сюда явился один из местных жителей. Этот злодей задумал избавиться от своей жены. Он привел ее к ущелью, сильно избил и бросил умирать. От побоев женщина потеряла зрение, но не скончалась. Она попыталась ползти по земле, но, наверное, в конце концов, погибла бы от голода, если бы перед ней вдруг не предстали двое незнакомцев, представившиеся врачевателями Косьмой и Дамианом. Они велели несчастной умыться из источника, и к ней возвратилось зрение. Вернувшись домой, она поведала свою историю односельчанам. Чтобы проверить ее слова, те принесли к источнику мертвого барана и бросили его в воду. На глазах очевидцев мертвое животное ожило!
В другой раз сюда пришел пастух, страдавший проказой. Он прилег у источника отдохнуть, и во сне к нему явились Косьма и Дамиан с нимбами над головой. Братья приказали больному погрузиться в воду. Тот мгновенно пробудился и окунулся в источник. Выйдя из воды, прокаженный опять уснул и опять увидел во сне святых братьев. Те сообщили, что он теперь будет совершенно здоров, но должен ежегодно первого июля омывать тело в источнике и советовать другим страждущим делать то же.
Версия о пребывании святых Косьмы и Дамиана в Крыму достаточно распространена среди местного населения. Впрочем, имеются сведения о том, что братья практиковали сначала в порту Эгея залива Искендерун (сейчас там расположен современный турецкий город Айас, а затем перебрались в римскую провинцию Сирия. Эгейский порт был расположен достаточно близко к Тавриде. Возможно, поэтому и возникла легенда. Храмы же в честь святых врачевателей Косьмы и Дамиана впоследствии стали строиться по всему миру. Память их празднуется Православной Церковью 14 ноября по новому стилю.
Ученый-историк Кондараки в своем "Универсальном описании Крыма" полагает, что еще в эпоху раннего христианства у источника стоял храм во имя Косьмы и Дамиана, однако по каким-то причинам он был впоследствии разрушен. Несмотря на это, к источнику продолжали стекаться паломники. Ежегодно первого июля здесь проходили храмовые праздники.
В 50-х годах XIX века один симферопольский купец, искупавшись в источнике, вылечился от недуга и построил на этом месте сруб, куда поместил образа Святых Косьмы и Дамиана. В 1895 году по распоряжению архиепископа Таврического Иннокентия тут была заложена обитель. Она просуществовала до 1923 года, когда монастырь был закрыт, и в его здании разместилось управление Крымского заповедника. Во время Великой Отечественной войны неподалеку, на горе Черная, располагался партизанский штаб. Опасаясь диверсий, фашисты взорвали бывший монастырь. Но паломничества к Савлух-Су продолжаются и по сей день. Сегодня там находится санаторий.
Читайте также: Что сказал бы нам Серафим Саровский?
В Москве также есть храм святых Косьмы и Дамиана. Он находится в начале Столешникова переулка, недалеко от памятника Юрию Долгорукому. Это один из древнейших храмов столицы. Его полное именование — храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине. По одной из исторических версий, в этих местах в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы, который скрепил своей подписью духовную грамоту Великого князя Московского Дмитрия Донского. К тому-то времени и относится первое упоминание храма: "Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй придел Космы и Дамиана".
Самым древним названием храма было "Космы и Дамиана на Ржищах", что возвращает нас аж ко временам основания Москвы, когда на этом месте находились ржаные нивы. Это наименование сохранялось до конца ХVIII века, чередуясь с официальным "в Шубине". Но в документах ХVIII столетия можно встретить и другое название храма — "Космы и Дамиана, что за Гагариным двором", так как позади церкви, на Тверской улице, с ХVII века стояли палаты князей Гагариных. Еще одним названием, ходившем в ХVIII столетии, было "Космы и Дамиана за золотой решеткой".
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"