Часто люди — и верующие, и не очень — стремятся попасть к старцу. Их волнуют разные вопросы — начиная от того, продавать ли корову или машину, и заканчивая судьбами мира. Старец многим из них представляется неким оракулом, знающим ответы на все вопросы. Но на самом деле святые, которым Бог открывает Свои тайны, стремятся донести до людей нечто большее. Один из таких святых — преподобный Серафим Саровский, память которого празднуется 15 января.
У преподобного Серафима была, с одной стороны, обычная, с другой стороны — совершенно особенная монашеская судьба. Он родился в семье ревностных христиан. Маленький Прохор не просто отличался от сверстников серьезностью и благочестием, всем близким было ясно видно, что Бог хранит мальчика для чего-то великого. Так, в детстве он упал с колокольни строящегося храма, но чудом остался цел и невредим. Через несколько лет Прохор опасно заболел, и Матерь Божия исцелила его.
В семнадцать лет юноша принял окончательное решение уйти в монастырь — причем не в первый попавшийся, а туда, где есть опытные наставники в духовной жизни. Таким монастырем оказалась Саровская обитель. Дальше были годы труда, поста и молитвы, монашеский постриг, новые подвиги — как и у всех преподобных. Через шестнадцать лет после поступления в монастырь Серафим ушел в пустыню — уединенную избушку в глухом лесу — а затем и в затвор. Еще черед двадцать лет его имя стало известным по всей Руси. Бог поставил Своего угодника на особое служение — быть старцем, помогать всем приходящим к нему находить дорогу к Небу. Таких людей единицы.
О чем же говорил преподобный Серафим Саровский приходившим к нему людям? Некоторые из его поучений были записаны и дошли до нас. Наверное, если бы к старцу приходили сегодня, то он говорил бы то же самое: не меняется Бог и не меняется душа человеческая, какой бы век ни стоял на дворе. Не меняются грехи и искушения. Разве что форма становится другой.
Читайте также: Мелания Римляныня: от замужества к святости
"Человек по телу подобен зажженной свече, — говорил преподобный, — Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле: какая польза человеку, если он приобретет весь мир и потеряет свою душу, за которую, как известно, ничто в мире не может быть выкупом? Если одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского, то несравненно дороже Царство Небесное".
Приходили в Саровскую обитель люди не только с духовными вопросами, но и с житейскими. Таким людям старец напоминал: "Излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному. И горе нам, если мы, заботясь сами о себе, не утверждаемся надеждою нашею в Боге, пекущемся о нас!" Если человек считает, что он все может сам, и обращается с молитвой к Богу лишь тогда, когда его уже постигли беды, с которыми он не может справиться — это суетная и ложная надежда.
А истинная и мудрая надежда на Бога заключается в том, чтобы заботиться не о себе, а о других, зная, что Бог о тебе позаботится. "Истинная надежда ищет единого Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно, дано будет. Сердце не может иметь мира, доколе не стяжет сей надежды. Она умиротворит его и вольет в него радость".
Но как же сохранить в себе и преумножить эту радость? "Ничто так и не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими", — отвечает преподобный Серафим. — "Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений. Ежели же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык. Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный". А самым, пожалуй, известным поучением преподобного Серафима были слова "Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся".
Читайте также: Саровская пустынь: от древности до наших дней
А если не получается? Если стремишься приобрести и сохранить душевный мир, делать как лучше — а получается как всегда? И так — раз за разом, день за днем? Пока мы живы — жива и надежда на то, что Бог даст силы исправиться. Покаяние — это то, что может вернуть радость общения с Богом запутавшемуся в своих грехах и пороках человеку: "Когда мы искренне каемся в грехах наших и обращаемся ко Господу нашему Иисусу Христу всем сердцем нашим, Он радуется нам. В жилищах всех веселящихся Бог водворяет и душу покаявшегося вместе с теми, которые не отбегали от Него". Но настоящее покаяние — это не просто сожаление о содеянном и просьба о прощении. "Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять", — напоминает нам преподобный Серафим Саровский.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"