Во время поста СМИ, в том числе центральные телеканалы, обычно рассказывают о самых строгих, монастырских его образцах. Сухоядение, вареное без масла… Проблема в том, что созданы эти уставы были в другое время и в другой местности — на берегах Босфора и в Иудейской пустыне. Быть может, для российских условий уставы о посте следует переписать?
"Ничего менять не нужно. Ничего абсолютно. Почему? Потому что устав не категоричен. Устав имеет определенные строчки для отступления, когда епископ или духовник внимает конкретным обстоятельствам жизни насельника именно этого конкретного региона, конкретного человека с его болезнями, недомоганиями, с его существованием на работе и может попустить ему ту или иную форму поста. В том числе включая и употребление молока во время строгого поста, и употребление рыбы", — поделился своим мнением в интервью "Правде.Ру" протоиерей Вячеслав Пушкарев, заведующий миссионерским отделом Иркутской епархии.
Как считает известный священник, "на самом деле эта практика всегда существовала в Русской православной церкви. Поэтому Великий пост, несмотря на его кажущуюся тяжесть, не тяготеет, не довлеет над русской нацией. Почему? Потому что он в разных местах и у разных людей разный. Но исходит он из идеального представления о посте, которое сложилось на основе монастырских уставов, особенно устава преподобного Саввы Освященного".
"Пусть будет все как есть. Единственное — любви бы нам побольше и заботы о людях. Тогда не заставляли бы людей метаться и искать, как им поститься. А сами бы их нашли и объяснили бы", — убежден заведующий миссионерским отделом.
Отец Вячеслав привел удачный, на его взгляд, пример поста в соответствии с местными условиями. Год назад на Сахалине правящий архиерей призвал свою паству не употреблять во время поста привозные китайские овощи сомнительного качества, а вместо них включить в свой рацион больше хорошей местной рыбы. "Когда бы так везде было, как владыка в прошлом году поступил!" — пожелал он.
"Тут абсолютизация отсутствует, присутствует нормальное человеческое отношение. У нас вообще в православии над всем довлеет здравый смысл, поэтому пусть будет как есть. Есть монастырский устав. А уж мы, каждый мужчина, женщина, бабушка, дедушка, ребенок, младенец или человек, работающий в лесу во время морозов, будем поститься так, как нам благословит духовник или епископ нашего региона", — заключил отец Вячеслав.
Читайте также: Пост — дело не личное, а соборное
По мнению другого известного священника из Сибири, клирика Спасского собора города Минусинска Красноярского края иерея Сергия Круглова, изменения в уставе о посте применительно к России, "с одной стороны, вроде как нужны, конечно".
"Выросли все уставы о посте на совсем другой исторической и географической почве. Когда читаешь Типикон, то видишь там, например, ограничение на воду, которое вполне уместно в условиях пустыни, но совершенно непонятно в России", — отметил он.
С другой стороны, по мнению отца Сергия, "все это дело столько веков у нас происходило, и как-то так люди к этому всему приноровились, что какие-то перемены в уставе вызовут возмущение. Хотя, конечно, устав пересмотреть следует. По крайней мере, сказать об этом вслух, и не просто на страницах каких-то там блогов, на уровне отдельных разговоров или священников".
"Всегда декларируется, что в Церкви самые главные — епископы. Без епископа нет Церкви. Со стороны епископата, священноначалия ожидается, как в свое время от апостолов, какое-нибудь веское слово. Не потому, что они наши начальники, а потому что нам все время напоминают, что Церковь устроена так. Будем ждать слов здравого смысла", — сказал священник.
Отец Сергий выразил надежду, что раз уж православные миссионеры, желая сделать Евангелие понятным для китайцев, перевели выражение "Хлеб жизни" как "Рис жизни", то проблема поста в более суровых природных условиях, чем Иудея и Греция, тем более решаема.
Ранее глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин напомнил, что монашеские правила поста не распространяются на всех православных, заявили в Русской церкви.
"Практика употребления рыбы в Великий пост достаточно распространена среди церковных работающих людей", — сказал отец Всеволод, слова которого приводит "Интерфакс-Религия".
По его словам, все об этом прекрасно знают, "но боятся об этом сказать в условиях, когда некоторые СМИ, телеканалы предлагают людям строжайшие монастырские уставы, которые очень редко употреблялись для работающих людей, в том числе для людей, работающих в Церкви".
"Тем не менее они подаются некоторыми СМИ как общеобязательная норма", — констатировал священник.
Он напомнил, что в свое время патриарх Алексий I дал благословение студентам духовных школ в Великий пост как работающим людям употреблять рыбу, за исключением самых строгих дней постного периода.
Дисциплина поста на Руси исторически эволюционировала от более снисходительной к более жесткой. До XIII века в Киевской митрополии действовал Студийский, или Константинопольский, устав, который был менее строгим. К концу ΧVII века в Русской церкви окончательно утвердился более строгий Иерусалимский устав, созданный вмонастыре преподобного Саввы Освященного. Например, Студийский устав даже монахам на первой седмице Великого поста предписывает сухоядение, в то время как по Иерусалимскому в первые два дня поста положено совсем воздерживаться от пищи.
На русском Севере в уставе поста даже для монахов делались послабления. Например, насельники Соловков Великим постом по субботам и воскресеньям ели рыбу, что объяснялось суровыми природными условиями.
В России распространен стереотип, будто православные, принадлежащие к другим Поместным церквам, постятся более либерально, спокойно вкушают рыбу и даже якобы мясо птицы. Действительности этот стереотип не соответствует. Напротив — в Греции, например, гораздо шире, чем у нас, распространена практика поста без растительного масла. Но в то же время пост в Средиземноморье, где в это время обычно уже царит весна и воздух прогревается градусов до двадцати, переносится гораздо легче, чем строгий отказ от калорийной пищи в метель и мороз.