Быть может, в вас сидит бес?

Экзорцизм, или изгнание нечистых духов из одержимых, — пожалуй, самый неоднозначный из церковных обрядов. О его существовании известно даже людям глубоко светским — хотя бы из мистических фильмов ужасов. А вот в церковной среде не все относятся к сеансам экзорцизма одинаково — некоторые богословы даже считают "отчитку бесноватых" неканоничной.

В монастырском соборе совершается литургия. Когда хор начинает петь "Херувимскую", хорошо одетый, подчеркнуто аккуратный мужчина в начищенных до блеска ботинках и с ухоженными руками, производящий впечатление руководителя среднего звена или владельца небольшого бизнеса, неожиданно сгибается пополам и начинает выть низким, звериным голосом. В другой обстановке можно было бы подумать, что человеку стало плохо с сердцем или с желудком и надо вызывать "скорую помощь". Но в этой ситуации всем известно, что происходит на самом деле, и от этого становится гораздо страшнее, чем при виде сердечного приступа. В монастырь со всей Украины и России съезжаются люди, которых в православной традиции называют "одержимыми нечистыми духами", или бесноватыми. Все они надеются получить здесь исцеление от своего недуга.

После литургии начинается сеанс экзорцизма, или, как он привычно называется в России, "отчитка бесноватых". Проводит этот чин архимандрит, почитаемый в народе за старца. В завершение отчитки верующие по одному подходят к кресту, и священник каждого помазывает освященным маслом, привезенным из Иерусалима. Некоторых при соприкосновении со святыней начинает трясти и корежить — это как раз и считается одним из признаков беснования. В этот момент страшно наблюдать, как в человеке действуют одновременно две воли: с одной стороны, женщина с надеждой тянется к кресту и к иерусалимскому маслу, а с другой, какая-то мощная сила ее не пускает и отталкивает. Одержимых держат под руки помощницы священника. Старец, которого считают прозорливым, объясняет каждому, в ком проявился злой дух, за какой именно грех беснование было попущено: тебе это за аборт, тебе — за супружескую измену, а тебе — за воровство. Покаешься в этих грехах, и демон отступит.

Что это за явление, что говорит о нем церковное предание и современная медицина? Случаи одержимости демонами неоднократно упоминаются в Новом Завете. Иисус Христос исцеляет гадаринского бесноватого: "Когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни" (Мк. 5, 2-5).

В Древней Церкви экзорцизм имел гораздо более широкое распространение, чем в наши дни. Способность изгонять из людей бесов считали таким же чудесным даром, как, например, дар исцеления или предвидения будущего. В житиях многих святых первых веков, например мученика Трифона, говорится о том, что именем Христовым они могли изгонять бесов. В языческом мире беснование было отнюдь не редкостью, и, прослышав о новом христианском подвижнике, люди обращались к нему с просьбой о спасении их от духов злобы. Однако с распространением христианства случаи одержимости становятся редкими, и примерно к V веку об экзорцизме практически забывают. Христиане верили, что бесы имеют власть войти только в тех, над кем не было совершено таинство крещения. "Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой…" — писал уже в ΧIX веке святитель Игнатий Брянчанинов.

Тем не менее в ΧX веке практика экзорцизма вновь стала востребована. Некоторые священники объясняют это тем, что в период гонений на религию выросли целые поколения некрещеных людей, которые, с точки зрения православных, не имеют "духовной защиты" и являются для бесов легкой добычей. Известно много случаев, когда одержимыми становились те, кто принимал участие в разрушении храмов и расправах над верующими. Или, может быть, эти люди уже имели в себе духов злобы и потому охотно сделались гонителями Церкви?

В позднесоветские времена описывают такой случай. Мужчина обнаружил полуразрушенную церковь и воспользовался ею как туалетом, в том числе осквернил сохранившуюся там роспись. О случившемся он рассказал друзьям со смехом. А через некоторое время он начал страдать от сильных болей в животе. Врачи только пожимали плечами — никаких признаков физических заболеваний у него не было. Тогда кто-то посоветовал ему поехать в дальнее село, где священник занимался отчиткой. Там и выяснилось, что если поднести к его животу крест, то живот начинает ходить ходуном, как будто внутри находится живое существо. После отчитки и покаяния мужчина исцелился.

Современный чин отчитки, который используют в Русской Церкви, имеет довольно позднее и католическое происхождение. Он входит в требник митрополита Петра Могилы XVII века. В Древней Церкви для того, чтобы стать экзорцистом, требовалось особое благословение епископа. Сегодня это правило не соблюдается, так что многие священники берутся за этот нелегкий труд самовольно.

Как отличить бесноватого от психически больного? Конечно, среди врачей есть материалисты, которые в принципе отрицают существование невидимого мира, в том числе и бесов, и признают только душевные заболевания. В то же время известны случаи, когда пациенты годами без всякого улучшения находились в психиатрических больницах, и легче им становилось только в том случае, если какая-нибудь сердобольная медсестра приглашала священника. И напротив, есть те, кто десятки раз был на отчитке, но так и не получил исцеления, потому что страдал на самом деле шизофренией или маниакально-депрессивным психозом, а не беснованием.

С древности самым верным признаком беснования считали непереносимость всякой церковной святыни. Если дать обычному человеку стакан святой воды, то он может и не отличить ее от обычной, а бесноватый необъяснимым образом почувствует, что вода освящена, и с негодованием ее оттолкнет. Точно так же одержимые реагируют на ладан, просфоры, освященное масло и другие святыни.

В старину церкви старались строить так, чтобы колокольный звон можно было услышать повсюду. Делалось это не только для того, чтобы православные слышали призыв на молитву. Считалось, что колокольный звон прогоняет бесов от людей и их жилищ, поэтому бесноватые не могут его терпеть. Еще одним признаком одержимости считают так называемое буйство, когда обычно спокойный человек становится вдруг необыкновенно вспыльчивым, раздражительным и даже агрессивным. Алкогольную и наркотическую зависимости тоже признают разновидностями беснования.

В основе сюжета популярного фильма "The Exorcism of Emily Rose" лежит реальная история. В 1976 году был предан огласке трагический случай с 23-летней студенткой Анне-Лизой Михель из города Клингенберг, неожиданно скончавшейся после 67-го сеанса экзорцизма, проводимого одним католическим священником. После этого практика экзорцизма у католиков Германии на 30 лет была прекращена.

Однако сегодня немецкие католики вновь ощутили потребность в экзорцистах. Известным специалистом в этой области является баварский священник и психотерапевт Йорг Мюллер. Он рассказал журналистам, что ему сначала приходится проводить немало медицинских и психологических тестов, чтобы отличить у обращающихся к нему людей случаи настоящей одержимости от проявлений различных неврозов и психических заболеваний.

Что же касается православных, то многие опытные духовники предостерегают своих чад от восприятия отчитки как некоего магического акта. Некоторые люди видят в экзорцизме легкий и привлекательный для себя путь: я не грешник, я одержимый, меня не в чем упрекнуть, меня надо исцелить. В то время как Иисус Христос сказал в Евангелии, что "род сей изгоняется молитвой и постом", то есть для изгнания бесов, которые паразитируют на человеке благодаря его греховным страстям, нужно избавляться от этих страстей, прилагая усилия.