Максим Исповедник: не все равно, как верить

3 февраля по новому стилю Русская православная церковь совершает память преподобного Максима Исповедника, одного из самых выдающихся богословов эпохи Вселенских соборов. Даже сегодня, в эпоху книжного изобилия и легкой доступности любой информации, его книгами зачитываются. О подвиге преподобного "Правде.Ру" рассказал протоиерей Владимир Савельев.

"Преподобный Максим Исповедник — удивительный святой. Это великий аскет и один из выдающихся богословов эпохи Вселенских соборов. Его вполне заслуженно называют подлинным отцом византийского богословия и творцом византийской мистики. Лично для меня, как и для многих христиан, преподобный Максим Исповедник — образец преданности православию. Никакие мучения не сломали его дух, и никто не смог его заставить отступить хотя бы на йоту от истины, от того учения, которое хранила Кафолическая Церковь", — рассказал "Правде.Ру" протоиерей Владимир Савельев, председатель издательского отдела Украинской православной церкви Московского патриархата, преподаватель Киевской духовной академии.

В наши дни историю жизни преподобного Максима Исповедника часто пытаются толковать в ключе "диссиденты всегда правы". На протяжении церковной истории разного рода раскольники неоднократно пытались поднять имя святого на свои знамена в борьбе с канонической церковью. Но в чем заключался его подвиг на самом деле и какова была тогда церковная и политическая ситуация в Византии?

"Согласно преподобному Максиму Исповеднику, кто исповедует ересь или кто пребывает в расколе, тот вне соборной Церкви. Бывали моменты в истории Византии, и речь идет о таком именно сложном моменте в истории Византийской церкви, когда многие иерархи и целое церковное сообщество пребывали в ереси. А вот соборная Церковь существовала среди некоторых верующих, таких как преподобный Максим Исповедник, которые продолжали исповедовать православную веру, свидетельствовать о ней и, конечно же, являться примером для других верующих в том, как нужно стоять в вере, исповедовать ее", — рассказал отец Владимир.

Как важное обстоятельство он отметил, что "никто из этих подвижников не пытался организовать параллельную церковную структуру, создать еще одну церковь помимо Церкви Христовой. Это очень важно понимать". "А вот многие раскольники современные, которые сами отпали от церковной истины, учинили раскол, потом начинают искать у некоторых иерархов какие-то искажения или вероучительные отступления. На самом деле здесь дело не в этом, а в том, что они пытаются таким образом оправдать свое отступничество. А это отступничество — оно, конечно, совершено по земным, человеческим мотивам. Это, конечно же, так, это очевидно. Но, естественно, они пытаются оправдывать себя и отцеживать комара, проглотив при этом верблюда, приманку раскольников и еретиков. Вот в чем суть дела", — убежден протоиерей.

"Тогда же, в то время, конечно же, Максим Исповедник отказался причащаться и с патриархом-еретиком, и с другими еретиками, но он не создавал какую-то церковную схизму, какой-то раскол. Да, он был за это, конечно же, осужден, лишился руки и не имел возможности даже писать, защищаясь. Но сам его дух не был сломлен. Он сам был живым свидетельством об истинности православия. Поэтому, конечно же, существенная разница между Максимом Исповедником, теми исповедниками веры, которые были в древности, и современными раскольниками, которые уже учинили раскол, уже создали целые сообщества, а сейчас пытаются оправдать свое положение, проводя такие параллели", — считает отец Владимир.

Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил блестящие образование, изучил философию, риторику, грамматику, диалектику. Некоторое время в молодости посвятил государственной службе. Благодаря его разносторонним знаниям и добросовестности ему предложили занять должность первого секретаря императора Ираклия (611—641). Но прослужил будущий святой императорским секретарем совсем недолго — придворная жизнь была ему в тягость, и он удалился в Хрисопольскую обитель, где принял иноческий постриг.

От ученого монаха-аскета, знающего только пороги своей кельи, библиотеки и церкви, никто не ожидал возвращения в мир и активного участия в богословских дискуссиях и тесно связанной с ними церковно-политической борьбе. Тем не менее, после того как в 641 году император Ираклий скончался, а императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II (642—668), откровенный сторонник еретиков-монофелитов, преподобный Максим вышел на проповедь против ереси. Святой ушел в Карфаген и проповедовал в нем и его окрестностях около пяти лет. Тем временем еретики, получившие поддержку императора, усилили нападки на православных.

В июне 645 года состоялся открытый диспут на тему об энергиях и волях во Христе между преподобным Максимом и бывшим Константинопольским патриархом Пирром, монофелитом по убеждениям. В этом споре поддерживаемый большинством северо-африканских епископов преподобный Максим отстаивал позицию, согласно которой воля есть категория природы, а не ипостаси, а потому во Христе при двух природах нужно исповедовать и две воли. Потерпев в диспуте поражение, Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Римскому Феодору письменное отречение от ереси. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились вРим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.

Но позже оказалось, что Пирром руководили корыстные мотивы. Вернув себе патриарший трон, он вновь начал исповедовать монофелитскую ересь. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора Римскому папе Мартину I (649—654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники — константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр были преданы анафеме.

Когда император-еретик Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в константинопольскую тюрьму.

Преподобного вместе с двумя учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому из них отрезали язык и отсекли правую руку, чтобы они не могли более отстаивать свое учение ни на письме, ни на словах. Затем исповедников сослали в Колхиду. Как повествует житие святых, в ссылке с исповедниками случилось чудо: все они обрели способность говорить и писать. 13 августа 662 года преподобный Максим скончался, перед этим предсказав свою смерть. Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений.

Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви огромное богословское наследие. Его труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита и святителя Григория Богослова, объяснение богослужения, озаглавленное "Мистагогия" ("Введение о таинстве").

К догматическим трудам преподобного относятся изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы.

"Ничто в обожении не есть произведение природы, — писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, — ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам… Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем" (письмо 22). Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны "Главы о любви". Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии.

Летом прошлого года во время проведения ремонтных работ в монастыре, носящем имя святого Максима Исповедника, который находится в Цагери, городе на севере Грузии, были подняты алтарные половицы, под которыми обнаружили череп с изображенным на нем крестом. Предположение, что это мощи святого Максима, основывается на исторических источниках, согласно которым преподобный Максим Исповедник погребен именно в этом монастыре.

Сегодня преподобный Максим Исповедник продолжает встречать своих читателей в церковных лавках и модных книжных кафе, он продолжает говорить с пожелтевших страниц и с экранов последних моделей e-book и айподов. Новые переводы его книг ждут с нетерпением, и, опоздав сделать вовремя заказ в интернет-магазине, вы рискуете заполучить творение святого лишь после того, как оно завершит путь по рукам широкого круга знакомых. Многие ли писатели могут этим похвастаться?