Депутаты Государственной думы пересматривают свои планы на новогодний отдых: история с арестом сенатора Сулеймана Керимова, задержанного французской полицией прямо в аэропорту Парижа сразу по прибытии в страну, навеяла народным избранникам тягостные мысли. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко прямым текстом заявила, что после ареста Керимова начата охота на политических деятелей России.
Анонимные источники в парламентских кругах рассказывают, что сенаторам и членам Думы негласно рекомендовано по возможности вернуть на родину европейские активы и проживающих за границей детей, чтобы через них не попытались оказать давление, пишет "ПитерБургер".
Мнение о том, что с арестом Керимова действительно не все чисто, в интервью "Правде.Ру" высказал журналист Максим Шевченко:
— Это первый случай ареста сенатора и первый случай такого масштаба. До этого такой фигурой был только Павел Бородин (арестован, задержан).
Керимов — это не просто какой-то бизнесмен, это один из столпов российской экономики. Его инвестиционный бизнес абсолютно прозрачен, чист, ясен и безупречен в той мере, в какой в России он вообще может быть безупречным. Керимов берет компании, в том числе связанные с государством, убыточные, и повышает их капитализацию в разы. Это эффективный бизнес. Он в мире считается "чистым" партнером. С ним и его компанией работали крупнейшие международные инвестиционные фонды — Goldman Sachs и т.д., на Уолл-Стрит его тоже принимают как нормального партнера, а там с каждым работать не будут.
После этого ареста, я думаю, так работать с ним они уже не станут. Потому что арест за неуплату налогов — обвинение такое: даже если оно развалится, даже если оно фальшивое, то сам факт, что твой партнер сидел в кутузке в простом полицейском участке с выходцами из Северной Африки, в наручниках его отвезли куда-то — это подрыв его деловой репутации, это сознательный акт по уничтожению его бизнеса, а стало быть, и одного из краеугольных камней российской экономики.
Керимов — это один из фундаментальных людей в российской экономике. Во-первых, ему принадлежит компания, которая контролирует в целом золотой рынок России. Поэтому мы не знаем, к чему его могут принуждать и каких решений от него требовать на нелегальных беседах в ответ на что-то.
Пусть плохой, но наш: Совфед пытается вернуть Керимова
Я знаю Сулеймана. Он твердый, очень храбрый, очень порядочный человек, один из немногих, кто не на словах, а на деле помогает людям и в Дагестане, и в других частях нашей страны.
Хотя я в принципе против олигархии (я, кстати, не считаю Керимова олигархом, я считаю его системным лидером части российской экономики) — я никогда не поставлю человеку в вину, что он богатый. Богатство богатству рознь. Он начинал, по-моему, на военном предприятии в Каспийске и потом как его представитель в Москве создал банк: правильно распорядиться деньгами, долгами и т.д. Его состояние не на приватизации построено, не на обмане населения, а на правильных инвестициях. Это совсем другое дело.
В нормальном советском государстве Сулейман Керимов был бы наркомом или замнаркома, человеком, которому доверяли бы огромное производство и огромные масштабы экономических перспектив. В нормальном государстве. Здесь же, безусловно, это удар по Российскому государству.
Плюс к этому Сулейман Керимов является одним из крупнейших спонсоров российской олимпийской сборной. По некоторым оценкам, он потратил 32-34 млн долларов на поддержку российской олимпийской сборной в Пекине и вообще к российскому олимпийскому движению имеет прямое отношение, поскольку финансирует Федерацию борьбы России, а борцы приносят стране огромное количество золотых медалей всегда, традиционно.
Третий момент: для меня очень подозрительна одновременная активность Тельмана Исмаилова в Париже и арест в те же самые дни во Франции Сулеймана Керимова. Очень подозрительное совпадение, если учесть, что Исмаилов из Дербента, Керимов с юга Дагестана, между ними могли быть (я деталей не знаю, но не исключаю) какие-то противоречия, где-то их интересы могли в чем-то не совпадать. Исмаилов имел дела с Харири — семьей, которая правит в Ливане и с саудовским королевским домом имеет дела. Я думаю, что арест Керимова выводит нас и на глобальные золотые рынки, нефтяные рынки и т.д.
Я считаю, что не особняк на мысе Кап-д'Антиб является причиной. Мне трудно поверить, что Сулейман Керимов — человек крайне осторожный, очень внимательный во всем, что имеет отношение к его репутации (потому что когда ты работаешь с открытыми, легальными инвестициями, репутация является важнейшей составляющей твоего успеха, это просто средство производства), — вдруг так неосторожно решил жульничать на каком-то особняке, даже стоимостью в 100 миллионов.
Сто миллионов — это вообще большие деньги, но не самые большие для Керимова, чтобы он не уплатил налогов, условно, на 15 миллионов евро. Да ему проще уплатить эти налоги. Я вас уверяю, он адвокатам платит в год такие гонорары. Ни на одну секунду не могу поверить, что Керимов не подстраховался насчет налогов, зная, какие во Франции строгие законы.
Поэтому, я думаю, там какая-то спецоперация была с подставами, с постановками. Скорее всего, его обманули. То есть его адвокаты, которые уже находились под колпаком французских спецслужб, фактически выманили его во Францию, сказали: тут есть проблема, приезжай, только не как сенатор, неофициально, встретимся, разберемся. Он наверняка прилетел на своем частном самолете (думаю, не на "Аэрофлоте"), и там была засада, ловушка.
Думаю, это была постановка, организация которой выходит на самый верх французской элиты в том числе. У меня вопрос другой: а нет ли в России каких-то конкурентов — олигархов, в том числе имеющих отношения с российской властью, с одной из ветвей власти, — которые могли бы, допустим, слить французскому правительству какие-то данные по Керимову или, как говорится, дать им такой стучочек - стук-стук?
У Керимова были серьезные конфликты внутри России, серьезная война, в том числе с олигархическими экономическими группами, которые имеют отношение к медведевскому правительству. Керимов же скорее путинский, он всегда взаимодействовал как раз именно с Путиным и откликался на просьбы Путина помочь — например, в строительстве мечети в Москве и т.д.
Не надо из Керимова делать мелкого жулика. Я уверен, что это постановка и смоделированная ситуация — и что партнеры французского правосудия живут в России и работают в высших эшелонах российской власти и бизнеса.