Общественная палата РФ разработала предложения по изменению Семейного кодекса. Они позволят упростить раздел имущества между супругами при разводе.
В частности, предлагается оставить бизнес тому супругу, который им занимался, а вторая половина получит "справедливую компенсацию". Также судам могут разрешить изменять условия брачного договора, если он покажется несправедливым, а в Едином госреестре прав на недвижимость (ЕГРН) обяжут указывать, что квартира находится в совместной собственности супругов.
Возможный раздел имущества лучше обговаривать с супругом при регистрации брака, заключая брачный договор. Об этом "Правде.Ру" рассказал член Общественной палаты, правозащитник и адвокат Андрей Губанов.
— Общественная палата предложила Госдуме внести в Семейный кодекс поправки. Почему мы периодически возвращаемся к этому вопросу?
— Не секрет, что при расторжении брака стороны порой не могут договориться о разделе имущества. Данные поправки, возможно, упростят получение справедливой компенсации.
Если мы говорим о бизнесе, то часто одна из сторон, которая занималась бизнесом (а это, как правило, мужчины), всегда спорит. Женщины, находясь в браке, чаще всего не вдаются в подробности ведения бизнеса, не знают деталей, особенностей. Безусловно, мужья в последнее время часто уклоняются от полноценного раздела имущества. И здесь второму участнику семейных отношений надо понимать, как будет рассчитываться эта компенсация.
Общества с ограниченной ответственностью имеют уставной капитал в размере 10 тысяч рублей или чуть больше, что, конечно, в большой мере затрудняет получение справедливой оценки имущества.
Вообще, бизнес очень сложно оценивать, потому что это может быть бизнес, в котором большое количество имущества, какие-то активы: движимые, недвижимые. А если это какой-то магазин, который находится в аренде, и самого имущества нет? Он может приносить достаточно большую прибыль, может приносить "серую" прибыль. Поэтому очень сложно посчитать объем бизнеса, подлежащий разделу.
В данном случае необходимо понимать, что при разделе бизнеса половину доли получит супруг, который им не занимался. Он может продолжать вести совместный бизнес. Но при конфликте сторон, который часто случается при расторжении браков, это будет нездоровая ситуация, бизнес просто развалится. И бывший член семьи, возможно, специально будет делать все для этого. Или продаст долю в этом бизнесе каким-то третьим лицам, которые будут полностью блокировать какие-то ключевые решения и фактически добьют этот бизнес.
Также, когда супруги разводятся, у них делится недвижимое имущество. И здесь тоже было бы неплохо подумать о какой-то компенсации. Потому что если однокомнатная квартира куплена в браке, то доля в однокомнатной квартире приведет лишь к очередным проблемам. Когда есть какая-то доля в квартире, где живет большое количество членов семьи, тоже, может быть, было бы разумнее выплачивать какую-то компенсацию, нежели делить эту имущество.
— Общественная палата предлагает вносить в ЕГРН запись о том, что квартира находится в совместной собственности супругов. Это чем упростит дело?
— При продаже недвижимости или совершении каких-то сделок с ней, регистрирующий орган всегда требует в соответствии с Семейным кодексом нотариально удостоверенное письменное согласие одного из супругов. Поэтому реализовать такое имущество фактически невозможно даже без отметки о том, что оно совместно нажито. Конечно, теоретически такая отметка не будет лишней, потому что я не помню случаев, когда кто-то приобрел квартиру и пытался как-то реализовать ее без согласия супруга. Можно написать заявление, что "я нахожусь не в браке", и реализовать квартиру, но такую сделку потом легко оспорить.
Здесь, скорее всего, речь идет о ситуации, когда супруги, не разделив имущество в течение трех лет после развода, могут обратиться в суд или мирным путем разделить имущество, подписав соглашение о разделе имущества. Соответственно, данная отметка позволит потенциальным покупателям недвижимого имущества видеть, в каких отношениях продавец находился на момент приобретения жилья: находился ли он в браке и, если развелся, разделилось ли это имущество.
Потому что если ты сегодня развелся, на имущество ты можешь претендовать в течение трех лет. И фактически покупатель не застрахован от таких ситуаций.
— Получается, что без брачного договора не обойтись. Он является панацеей?
— На мой взгляд, лучший вариант — все решать миром. Но когда брак еще не дал трещину, можно подписать брачный договор и сразу определить имущество, которое после расторжения брака останется в собственности без последующих претензий другой стороны.
— Как вы относитесь к тому, что судам разрешат изменять условия брачного договора, если он покажется им несправедливым?
— Жизнь очень долгая. Брачный договор может быть подписан сегодня, а через 10-15 лет материальное положение сильно изменится. Поэтому, безусловно, человек может обратиться в суд и попытаться доказать, что его права фактически нарушаются таким договором, что он был введен в заблуждение, появились какие-то основания для пересмотра условий договора.
— Исходя из вашей практики, какова максимальная продолжительность ведения дела по разделу имущества?
— Я думаю, что если имущества очень много и какое-то имущество есть за рубежом, тогда судебный спор может длиться не один год. Если имеются какие-то крупные компании, которые находятся в офшорах, то не менее года. А что касается обычных случаев, как правило, это месяца три в среднем. Если нет апелляции в суд — то сразу, а если есть апелляция, то три с половиной месяца до вступления в законную силу судебного акта.
Вообще эти операции по разделу имущества, если мы говорим о недвижимом имуществе, достаточно частые. Также надо учитывать, что много квартир приобретается по ипотеке. Как правило, один из супругов является созаемщиком. Если они заключили договор, после расторжения брака фактически долговая ответственность ложится на обе стороны. И приобретенное имущество, и ответственность перед банками делится в равных долях, если какое-то имущество было приобретено на кредитные средства. Как правило, это в брачных договорах не отражается. Банкам это невыгодно, и они явно будут выступать против.
— Дадите совет будущим молодоженам, владельцам движимого и недвижимого имущества?
— При заключении брака мы порой не думаем о каких-то неблагоприятных последствиях, которые могут возникнуть после его расторжения. Как бы нам не хотелось думать об этом, но все же необходимо отдавать себе отчет, что после подачи заявления на регистрацию брака может последовать и другая процедура — его расторжение. Соответственно, надо сразу отдавать себе отчет, что все имущество, купленное в браке, будет фактически подлежать разделу. Лучше сразу договориться с супругом о заключении брачного договора, разделив потенциальное имущество. Стороны брачного договора могут приобретать имущество, находясь в браке, и сразу определять, в чьей собственности в случае расторжения брака оно окажется.
Беседовала Оксана ОРЛОВСКАЯ