24 ноября в Брюсселе главы государств и правительств стран-членов ЕС и шести стран "Восточного партнерства" обсудят преимущества, которые получили за прошедшие годы граждане Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдовы и Украины. Ради них этот проект Евросоюза и задумывался.
Как ранее сообщала "Правда.Ру", министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей уже заявил, что его страна не допустит принятия в Брюсселе антироссийской резолюции. Добавил, что уровень ее участия в саммите будет определяться уровнем сотрудничества Белоруссии и Евросоюза, который пока выглядит менее продвинутым, чем отношения ЕС и других пяти стран "Восточного партнерства".
Последнее обстоятельство не должно расстраивать Белоруссию, поскольку проект не дал ничего хорошего другим странам. Кроме того, у Брюсселя нет оснований продолжать его. Об этом "Правде.Ру" рассказал заместитель директора Института стран СНГ, член Совета по национальной стратегии Владимир Жарихин.
— Евродепутат от французского Национального фронта Эймерик Шопрад считает, что "Восточное партнерство" является хитрым планом Брюсселя по размыванию Евразийского союза. Так ли это?
— Мы видим судьбу Грузии, которая "избавилась" от части своей территории. Мы видим судьбу Украины, которая "избавилась" от части своей территории. Мы видим судьбу Молдовы, которая так и не вернула, находясь в "Восточном партнерстве", часть своей территории. Получается так, что те, кто активно участвует в "Восточном партнерстве", неминуемо теряют часть своей территории.
Если говорить о том, может ли "Восточное партнерство" стать некой альтернативой Евразийскому союзу, то тут надо посмотреть на Украину. Благодаря "Восточному партнерству" Украина наконец вступила в ассоциацию с Евросоюзом. В результате этого средняя заработная плата в стране уменьшилась в 2,5 раза. "Успехи" на лицо. И это очень хороший пример.
Должны ли остальные страны, задрав штаны, бежать в ассоциацию, если даже Украина успела поставить рекорд, оказавшись в Европе первой с конца с самым низким уровнем жизни?! Это место раньше занимала Молдова. Результаты "Восточного партнерства" можно еще перечислить, и если кому-то хочется — полный вперед. А вот для тех, кто находится в Евразийском союзе, революции не страшны.
— Что может предложить Евросоюз странам-членам "Восточного партнерства"?
— Ассоциацию с ЕС. Повторюсь, но "потрясающий" успех Украины — перед глазами. Экспорт Украины в Евросоюз действительно вырос, но, к сожалению, вырос в десять раз меньше, чем вырос экспорт Евросоюза в Украину. И если говорить серьезно, без иронии, у Брюсселя просто нет никаких оснований продолжать этот проект.
— Можно ли предположить, что страны-члены этого проекта могут получить ассоциированный статус при Евросоюзе?
— Статус не обещают. И не мечтайте. Вообще, понятия "ассоциированный статус" нет. Это понятие ввели на Украине, чтобы замаскировать пустопорожность договора об ассоциации с ЕС, который они заключили.
Есть членство или не-членство. "Восточное партнерство" пока еще держится на энтузиазме тех двух восточных и североевропейских стран, которые не могут забыть поражение от России. Но мне кажется, энтузиазм кончается.
Тем более что европейцы создали политический и экономический кризис во всех странах, которые активно взаимодействовали с этим "Восточным партнерством". А в одной стране даже идет вялотекущая гражданская война.