Двадцать два из 28 государств-членов ЕС подписали сегодня в Брюсселе соглашение о безопасности, сообщает немецкая газета Die Welt. Страны взяли на себя обязательство увеличивать военные расходы и сотрудничать в миссиях ЕС.
Министры иностранных дел и обороны ЕС поставили подписи на учредительных документах в рамках европейской программы постоянного структурного сотрудничества в оборонной сфере — PESCO. К укреплению военного сотрудничества в Европе и к созданию "Коалиции согласных" призывали Берлин и Париж. Они хотят создать эффективный альянс для обеспечения европейской безопасности.
Озвучены основные принципы PESCO. Это — улучшение способности бороться с кризисами и усиление сотрудничества между национальными армиями Европы в обучении, тренировках и операциях.
Каждая страна-участник должна принять 20 обязательств, среди которых — обязательство "регулярно увеличивать бюджет обороны для достижения общих целей". Также 20% общих расходов на оборону всех стран-членов должны быть вложены в инвестиции, а 2% — в исследования и разработки, направленные на "закрытие пробелов в стратегическом потенциале".
Каждая страна должна участвовать хотя бы в одном совместном проекте. Они будут включать развертываемые военные госпитали, центры повышения качества для учебных миссий, передачу данных между военными разведками и ускоренное передвижение военной техники по Европе — так называемый "военный шенген".
Отказались подписывать договор Великобритания, Дания, Мальта, Португалия, Австрия и Ирландия, но до середины декабря они еще могут передумать.
Создаваемый военный альянс не станет общеевропейской армией. Об этом "Правде.Ру" рассказал заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по международным делам Андрей Климов.
— PESCO может стать альтернативой НАТО?
— Я бы не говорил о том, что это альтернатива НАТО. Европейцы просто пытаются решать свои вопросы в рамках своего союза, который хотят сделать не просто союзом экономическим, а союзом политическим. США от этого решения не в восторге. Они считают, что должны быть главными. Но у ЕС и географически, и политически — другая точка зрения. Европейцы, конечно, после Второй мировой войны попали под влияние американцев, но они, не очень это афишируя, тихонечко из-под этого влияния пытаются выйти. Не все. Прибалты и поляки не очень пытаются высвободиться. А вот немцы, французы пытаются.
С последними понятно. Об этом не все помнят, но во времена Де Голля американские ведомства, включая разведывательные, немало сделали для того, чтобы стимулировать проведение разных студенческих выступлений. Знаменитые студенческие волнения были не без участия американских сил. Все это довольно чувствительные вещи.
Я не знаю, до какой степени Вашингтон допустит формирование в Европе разного рода структур не экономического порядка, но это решение, я думаю, в Вашингтоне многих настораживает. У нас же позиция простая — мы не вмешиваемся во внутренние дела суверенных государств, либо их объединений, поскольку это не имеет к нам прямого отношения.
— Достаточно ли у Европы средств для создания полноценной структуры в сфере обороны?
— Я думаю, что в чистом виде у них полноценной структуры не получится. Если говорить объективно, у них есть очень конкретные вызовы, и эти вызовы связаны с их общей границей. Потому что, свободный переток товаров, капиталов, финансов внутри, означает все-таки необходимость достаточно серьезной обороны внешнего периметра. Раньше это было для них не так очевидно, сегодня стало очевидно.
Понятно, что американцы этим делом заниматься не собираются. Американцы же не помогают им бороться с беженцами, не занимаются вместе с ними борьбой с наркотрафиком, и прочими вещами, а они хотят.
Все это звучит пока не как НАТО, это звучит гораздо скромнее. Кто-то говорит о пограничных войсках, кто-то говорит о необходимости установления стандартов.
Там есть еще одна проблема — дело в том, что не все страны ЕС являются странами НАТО. Допустим, той же Австрии или Швеции принимать участие в этих игрищах не очень с руки. А выбрасывать их из поля зрения другие страны ЕС не могут. Так что, они пытаются из этой ситуации выйти таким затратным путем. В Вашингтоне об этом говорят и это понимают.