Не несите чушь: советник Трампа по космосу некомпетентен

Исполнительный секретарь Национального совета по космосу при президенте США Скотт Пейнс выступил с заявлением, что американские власти разработали специальную стратегию для сохранения лидерства в космосе. Почему заявление этого функционера говорит о его некомпетентности, "Правде.Ру" рассказал ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмант.

— Советник Трампа заявил, что американцы раскрыли секрет победы в космосе. По его словам, теперь мерой лидерства является то, как много людей хотят работать с вами, сколько людей хотят быть частью вашей команды. Что скажите?

— Это заявление является неким свидетельством некомпетентности человека. Здесь не очень понятно, о какой победе он говорит. На самом деле, если брать космос, то и Россия, и США давно участвуют в международной кооперации.

Например, практически все американские аппараты, которые были отправлены к Марсу и Луне, снабжались российскими приборами. С их помощью удалось обнаружить воду на Марсе и на Луне. Без кооперации с Россией, наверное, это тоже было бы сделано, но, не столь надежно и значительно позже. Я говорю о прошедших и текущих проектах, которые сейчас выполняются.

Если посмотреть, существует ли сейчас кооперация американцев с другими странами, то окажется, что она тоже есть. Это, например, супер проект по запуску самого чувствительного и самого амбициозного проекта "Телескоп", который состоится чуть ли не в следующем году. Там серьезное участие европейцев.

Можно вспомнить еще и проект "Венера Д", где есть кооперация России и американцев. Запуск запланирован примерно на 2026 год. Там очень серьезное участие американцев, но с самого начала было их пожелание, чтобы ведущей в этом проекте стала Россия. Да, участие американцев в проекте тоже очень важное и ценное, и это принесет какие-то дополнительные результаты, но без участия России этот проект просто невозможен.

Другими словами, американцы давно участвуют в международной кооперации, в том числе, и с Россией.

— Получается, советник Трампа пускает своему президенту пыль в глаза? С кем же Вашингтон намерен кооперироваться в деле исследования космического пространства?

— Не знаю. МКС — это же самый убедительный пример кооперации. Там, если вы бывали в Центре управления полетами, когда туда приходишь, непрерывно слышишь английскую и русскую речь. Потому что люди, которые занимаются в этом управлении, как будто сидят в соседних комнатах. Их связь не прерывается ни на минуту. Это совместное управление. Это непрерывное, ежеминутное взаимодействие.

Можно еще и другие проекты вспомнить, где участвуют американцы и европейцы. Хочу сказать, что космическое исследование уже давно, вскоре после запуска первых космических аппаратов, стало международным. И, если посмотреть, то Россия начала участвовать буквально через пару лет после запуска первого спутника. Уже была кооперация. В основном, правда, с французами, но потом и другие европейцы появились.

— Может быть он имел ввиду, что из-за санкций Россия не сможет участвовать в каких-то проектах, и так они станут первыми?

— Нельзя представить, что Россия вдруг окажется в изоляции. Кому это нужно? От этого все теряют, причем теряют очень серьезно. Некоторые проекты просто становятся невозможными.

В каждой области какая-то страна оказывается самым продвинутым специалистом. Если говорить о приборах, то они настолько сложные, что, если искать какую-то замену России, то это окажется невозможным. Повторюсь, но это заявление — свидетельство некомпетентности, причем, в той сфере, которой сами американцы и занимаются. Чем бы они не занимались в космосе, они очень тесно кооперируются с Россией.

Беседовала Лада КОРОТУН