В Одессе получила продолжение история, случившаяся 29 октября на землях так называемого аэродрома "Школьный" Военно-воздушных сил Украины. Тогда 40 человек пытались захватить кусок территории воинской части. 1 ноября главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос заявил, что прокуратура задержала и.о. командира этой воинской части по подозрению в нереагировании на ее захват.
"Вчера вечером военной прокуратурой Одесского гарнизона Южного региона был задержан и. о. командира части подполковник ВСУ, который не принял мер, связанных с применением физической силы, огнестрельного и холодного оружия, как это предусмотрено уставом караульной и постовой службы, что привело к захвату части земельного участка воинской части и нарушению территории военного объекта", — приводит телеканал "112 Украина" слова Матиоса.
Также прокурор отметил, что задержан военнослужащий по контракту, который в тот день был в карауле. Ранее военная прокуратура открыла уголовное дело о нарушениях при несении караульной службы.
История выглядела загадочной с самого начала. Официальное заявление ВСУ гласило, что неизвестные лица совершили попытку рейдерского захвата части территории военного объекта, который является собственностью Министерства обороны Украины. Эти 40 неизвестных лиц в балаклавах назвались представителями торгово-развлекательного центра CITI CENTER. Они частично демонтировали ограждение военной части А3571 и вывезли военное имущество в неизвестном направлении.
Одесская полиция опровергла эту информацию, назвав появление неизвестных вооруженных людей на территории аэродрома проникновением "маляров".
Советник главы Нацполиции в Одесской области Руслан Форостяк заявил, что полиция выезжала на место и обнаружила: строительные работы, о которых идет речь, проводились на территории, прилегающей к военной части, за ее границами. У застройщика были все необходимые документы от органов местного самоуправления.
Кроме этого, обследовав камеры, полицейские выяснили, что это не "титушки" или неустановленные лица в балаклавах, а обычные строители, которые обустроили свой забор с помощью техники, были задействованы краны: "Шел обычный строительный процесс без насилия и титушек". По словам Форостяка, городской совет выделил часть этой земли под строительство гипермаркета.
Матиос уже заявил, что прокурора Одесской области проинформировали о ситуации с предоставлением разрешения застройщику пользоваться земельным участком на территории воинской части и попросили дать правовую оценку этому. Он также отметил, что право собственности на землю для этого военного объекта определено еще в 1947 и 1948 годах решением Совета министров УССР.
Ситуацию для "Правды.Ру" прокомментировал директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
— Как вы оцениваете действия военного прокурора? Насколько обоснован арест командира воинской части, не выполнившего свои обязанности?
— Это пример слабости украинского государства как такового. И для военного руководителя этой части важнее местное начальство, чем военное начальство в Киеве и даже правительство. Он более зависим от того, что происходит в Одессе. Скорее всего, у этих ребят, которые выбрасывали имущество, есть какое-то прикрытие от губернатора или от мэра, которые им дали разрешение на занятие этой территории.
Конечно, это тот случай, когда военачальник должен нести ответственность за то, что не защищал свою военную часть. Но все равно нити ведут к тем, кто дал добро этим строителям. Я думаю, что тут должна быть какая-то связь с одесским начальством. А может быть, с руководством Минобороны где-то в Киеве, это тоже не исключено. Что заявившиеся в часть люди получили добро от высокопоставленных начальников этого командира: мол, ты, давай, убирайся оттуда, мы продали это место кому-то в Одессе. Это все может быть.
— Можно ли расценить этот арест как попытку справиться с анархией в Одессе, которая, по оценке некоторых экспертов, может стать следующим мятежным регионом?
— Я не делал бы таких далеко идущих выводов, пока рано. Но то, что это очередной эпизод, демонстрирующий слабость украинской власти, украинского государства, это очевидно.