Партия "Парнас" выступила со свежей идеей создания демократической коалиции. На самом деле, конечно, нет, ибо подобных объединений было уже столько, что все и не упомнишь. И "демократическая коалиция" была в 2015 году — но позорно развалилась. Но тем не менее…
Суть предлагаемой конструкции в следующем - объединяются Алексей Навальный, Ксения Собчак, Григорий Явлинский, а также другие демократические организации. Коалиция совместными усилиями должна обеспечить сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов. Напомним, что по действующему законодательству самовыдвиженцу необходимо собрать 300 тысяч подписей, а кандидату от партии — 100 тысяч.
В случае, если кандидаты от коалиции не будут зарегистрированы, "Парнас" предлагает бойкотировать выборы. А если же зарегистрируют более одного кандидата, то "Парнас" готов будет поддержать того из них, который будет определен коалицией по заранее выработанному механизму.
Зачем это нужно Михаилу Касьянову и Ко? Сам лидер "Парнаса" от участия в президентских выборах отказался. Но игнорировать их вообще было бы, мягко говоря, странно. Потому в "Парнасе" предложили такой вариант. Мол, не объединимся — подыграем власти. Набивший оскомину тезис.
Судя по первым комментариям, инициатива поддержки не нашла. Ну а в самом деле, с чего бы тому же Григорию Явлинскому "Парнас", когда у него есть "Яблоко"? С чего бы добровольно отдавать ведущую роль партии Михаила Касьянова?
Эксперты, которых "Правда.Ру" попросила прокомментировать "свежую" идею Касьянова и Ко, настроены скептично.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин:
— Я оцениваю эти усилия как политический идиотизм. Потому что, все эти три проекта никак не совместимы. Маниакальное желание Касьянова оказаться создателем какой-то демократической коалиции свидетельствует о крайней инфантильном представлении насчет того, что происходит на самом деле. Михаил Касьянов крайне неудачливый политик, подавляющее количество идей, которое он высказывает, глупы. В этой связи я предполагаю, что комментировать глупости очень специфическое занятие и мне бы не хотелось это делать.
Политолог Дмитрий Гусев:
— Пусть пробуют. Только все попытки оппозиции объединиться всегда заканчиваются ничем. Закончится и эта ничем в очередной раз. Политические амбиции каждого важнее, чем дело оппозиции. Эта вся возня для одного процента людей. Потому что пока никто из кандидатов не предложил с чем он идет, куда идет. Просто люди развлекаются между собой, им это интересно. Для всех остальных — бессмысленно.
Политконсультант Анатолий Вассерман:
— Прежде всего, смешно название "демократическая коалиция" применительно к Явлинскому, прославленному помимо прочего тем, что он не допускал появления в своей партии иных лидеров, пока вся партия не взбунтовалась. Я уж не говорю о Навальном, не только провоцирующем драки с участием несовершеннолетних на своих акциях, но и множеством иных способов демонстрирующего, что не допустит в своей организации ничего похожего на демократию.
Главное, что всем соучастникам предполагаемой коалиции надо было бы для начала выучить басню Крылова "Квартет", с ее заключительными словами: "А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь". Конечно, среди деятелей предполагаемой коалиции есть и люди, уже побывавшие во власти в различных форматах, но все они оттуда вылетели ввиду очевидной профессиональной непригодности. А большая их часть уже успела множеством разных изощренных способов доказать, что они просто не представляют себе, каковы могут быть в принципе задачи власти, и неспособны ни на какую созидательную работу. Неужели они надеются, что российские избиратели этого не видят и не понимают?
Если люди, занимающиеся реальным делом, как правило, имеют возможность сверить ожидаемые результаты своей деятельности с фактическими, и на основе этой сверки уточнить свои представления, изменить свои планы, то деятели оппозиционные просто не имеют возможностей для такой сверки плана и фактов. А потому, практически любой оппозиционер, впервые попавший во власть, начинает действовать вкривь и вкось, а оппозиционер, еще ни разу не попадавший во власть, как в данном случае, будет абсолютно уверен, что есть два мнения — его собственное и неправильное — и будет на основании этого отказываться от любых возможностей согласования своей позиции с коллегами. Это практически неизбежно, и наблюдалось много раз по всему миру, не только у нас. Поэтому я не верю, что кто-то из внесистемных политиков захочет согласовать свою позицию с коллегами.