Мимо кассы: управляющие компании отгонят от кормушки

Специалисты министерства строительства и ЖКХ подготовили законопроект, согласно которому предусматривается прямая оплата собственниками услуг водоканалов и других поставщиков. Зачем он нужен, какие изменения сулит и сработает ли, учитывая печальную сложившуюся практику и дурную славу отрасли в целом, – "Правде.Ру" рассказал один из авторов законопроекта о введении платы за капремонт, заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев:

— Мы бьемся над этим законопроектом уже третий год, с 2015 года. Нет другого выхода. Каждый должен заниматься своим делом. Та же управляющая компания должна содержать дом и общедомовое имущество. У нее это прописано во всех документах. И она не должна отвечать за поставленную некачественную воду.

Сам по себе законопроект сложный. И если он будет принят, то станет защищать ресурсоснабжающую организацию в том числе.

— Павел Рюрикович, долги управляющих компаний оцениваются в 250 млрд рублей. Они же выступают посредниками. Деньги, наверное, у них есть?

— Ничего на посредничестве управляющая организация не зарабатывает. Она доводит тепло по трубе до потребителя и ни копейки за это дело не получает.

А размер задолженности управляющих компаний колеблется. В этом году она увеличилась до 742 млрд рублей.

Надо понимать, откуда берутся эти долги. Допустим, ресурсоснабжающая организация поставила одну гигокалорию тепла. Мы как собственники оплачиваем в среднем 94-96%. То есть эта дельта в 5% повисает на управляющей организации. Эти 5% через десять лет превратятся в 50%. Это те деньги, которые так и остаются висеть долгом на управляющей компании.

У нас каждый год общие коммунальные платежи граждан составляют 2,5 триллиона рублей. 5% от них — это 125 млрд рублей.

— Но некоторые управляющие компании находят деньги, чтобы закрывать долги?

— Нормальные, ответственные управляющие компании эти 5% изымают из другой статьи. Из тех денег, что получают за предоставление жилищных услуг, за содержание общего имущества: мытье подъездов, уборку снега, очистку и ремонт крыш, текущий ремонт.

Поэтому у нас перекос дикий. Мы не понимаем точную стоимость жилищных услуг, потому что часть этих денег априори уходит не по той статье. Подворовывают? Подворовывают, вопросов нет. Но основная причина долгов управляющих компаний, на мой взгляд, кроется именно в том, о чем я говорил.

Если мы сейчас перейдем на прямые договоры, эти 5% будут повисать у ресурсоснабжающих организаций. И ресурсники, точно так же как сейчас управляющие организации, будут обязаны, если хотят получить деньги, заниматься претензионной работой.

— Возможно ли отключение отдельно взятых квартир от подачи электроэнергии или водоснабжения?

— От электроэнергии можно отключать, проблем нет. От воды гораздо сложнее. У нас система стояков. Для того чтобы отключить отдельно взятую квартиру, надо попасть внутрь и опломбировать. Но чтобы попасть в эту квартиру, нужно решение суда. Это не так просто.

Разные сюжеты про то, как в канализацию кляп забили, чтобы отключить должника, – это случаи единичные на 140 миллионов жителей. Поэтому у нас в этом плане все хорошо: можешь не платить, и ничего не будет.

Беседовала Оксана ОРЛОВСКАЯ