Прорыв канализации в письменном виде: правовой дебилизм ЖКХ

Как известно, Москва слезам не верит. Она предпочитает верить документам: заявкам, квитанциям, справкам, отчетам... Оно и понятно: слезу к делу не пришьешь, а вот заявки-квитанции - они всегда здесь, под рукой. И в любой момент прикроют нежнейшие части тела московских чиновников. 

Вот самая простая ситуация: в квартире у москвича протекла труба, или возникли проблемы с электропроводкой, или засорился, извините, унитаз. Бывает.

Москвич - существо нежное, он тут же в слезы и звонить в ДЕЗ. Мол, спасите-помогите. И тут, как говорится, раз на раз не приходится. Повезло с управляющей компанией - помощь придет сразу. Или не очень сразу, но все равно придет - в лице мастера. Который все сделает, исправит - и документик о произведенных работах выдаст: такие-то объемы, такая-то стоимость, претензий не имею, дата, подпись. Все ясно и понятно.Но далеко не всем в Москве так везет. Некоторым из наших читателей пришлось столкнуться с совсем иной ситуацией.

Звонят они в диспетчерскую, а там говорят (очень вежливо, следует признать): "По телефону заявочку вашу принять не можем, к сожалению. Будьте любезны, зайдите к нам лично и напишите, что у вас произошло и что от нас требуется".

Ладно, допустим, речь идет не об инвалиде и не о старушке какой-нибудь, которым из дому выйти целая проблема. Допустим также, что авария произошла не особенно крупная: не хлещет, например, вода в потолок, оставить ситуацию без присмотра можно.

Значит, идет такой москвич в ДЕЗ составлять письменную заявку. Заодно он решает воспользоваться возможностью узнать точную стоимость запрашиваемых работ и услуг: расценки теперь вывешены в диспетчерских. Так что потребитель обоснованно полагает, что его не обманут.

Обмануть-то точно не обманут. Но в ДЕЗе его ждет небольшой сюрприз: оказывается, ему следует оплатить работы ... заранее! То есть, написав заявку и выяснив «масштаб трагедии», нужно идти в банк, все оплатить и предоставить в ДЕЗ соответствующую квитанцию. Только тогда, получив предоплату, ДЕЗ поверит, что у вас действительно произошла авария, и приступит к ее ликвидации.

"Правда.Ру" решила разобраться, насколько законны такие действия ДЕЗов, дает ли закон им право требовать предоплату за услуги. Вот как прокомментировал нам эту ситуацию Павел Качкаев, заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ:

- Это не законодательство, это вопрос организации работы управляющей компании. Насколько я знаю, пока законом не регламентируется порядок выполнения заказов, заявок. Единственное, что определено - это то, что заявки должны исполняться в определенное время, в определенные сроки, а как эта заявка будет выполняться - решение принимает управляющая организация.

- Допустим, согласились мы. Но как быть если качество произведенных работ не устраивает заказчика? Ведь деньги-то уже заплачены? Можно ли их вернуть назад или добиться устранения недоделок?

- Следует обратиться в общество защиты прав потребителей.

Мы это и сделали - связались с Александром Калининым, генеральным директором Национального фонда защиты потребителей, академиком РАЕН.

Г-н Калинин с научной точностью информировал нас о том, что в соответствии с законом о защите прав потребителей недовольному гражданину полагается написать письменную претензию. Этот документ обязательно должен быть надлежащим образом оформлен, а затем - рассмотрен (не дольше чем через 20 дней).

Если результат этого процесса не удовлетворит гражданина, можно идти в суд. Там, естественно, тоже следует писать, оформлять, надлежащим образом регистрировать... А время-то идет!

В связи с этим Александр Калинин не скрывал своего негодования:

- То, что сегодня делает власть в РФ - это правовой "дебилизм". По-другому я не могу сказать. Я приведу пример.

Я звоню в Московскую государственную жилищную инспекцию и пытаюсь им объяснить, что обращаются потребители:

"Течет со второго этажа на первый, и заливает его фекалиями, а управляющая компания ничего делать не хочет. Вы можете записать в журнал, что звонил господин такой-то, по такому-то адресу, что произошел залив?"

Они отвечают, что принимают только письменные обращения:

"Пожалуйста, приезжайте к нам, пишите жалобу, мы в соответствии с законом в течение 30 суток будем ее рассматривать,как полагается".

Вы представляете, если залив фекалиями, 30 суток ее будут рассматривать!

При этом они мне объясняют, что если по жалобе будут какие-то вопросы, и руководство нашей инспекции будет недовольно или потребует проработать вопрос более глубоко, то рассмотрение может быть продлено еще на 30 суток.

По свидетельству г-на Калинина, схожая реакция на жалобы следует и из прокуратуры:

- Второй пример: в подмосковном поселке произошел засор канализационных систем, и начало затапливать гадостями четыре дома. Я звоню в прокуратуру Солнечногорского района, представился, рассказал о ситуации. Мне абсолютно спокойно говорят, что прокуратура Солнечногорского района, как и все прокуратуры, рассматривает только письменные заявления граждан:

"Мы ничего делать не будем; если хотите, приезжайте в Солнечногорск, пишите жалобу, и мы рассмотрим ее с точки зрения законодательства".

Аварийная служба не едет, управляющая компания игнорирует, местная власть, которая курирует это все, ничего не хочет делать. Куда жаловаться потребителю? Остается суд. Но вот как что происходит в суде:

- Некоторые судьи взяли за правило рассматривать жалобы потребителей только с точки зрения жилищного кодекса. Им пытаешься объяснить, что пришел как потребитель услуг - так и защитите его как потребителя. А они в ответ велят читать жилищный кодекс. А в жилищном кодексе написано только одно - потребитель должен платить!

Честно говоря, картина получилась плачевная. Но мы же помним, что Москва слезам не верит, значит, и плакать бесполезно. Нужно действовать. Но как? Гнать чиновников взашей? Менять законы и нормативные акты?

Полноте, кто этим будет заниматься? Уж во всяком случае не простой рядовой москвич, обыватель-потребитель. Опыт многих лет убеждает: он не станет погружаться в эти дрязги, ему все-таки проще приспособиться к самоуправству коммунальных и городских властей и управляющих компаний.

Но выход, тем не менее, есть. Он - в более ответственном и предметном, что ли, отношении москвичей к вопросам ЖКХ, к качеству предоставляемых им услуг. Москвичи должны активнее брать в свои руки управление жилищным хозяйством, самостоятельно определять, кому они доверяют решение своих коммунальных проблем. И не на условиях предоплаты, а в рамках нормальных, общепринятых норм. У нас есть такое право, и нам необходимо учиться им пользоваться.