В России из года в год сокращается число жалоб и обращений, связанных с организацией и проведением единого госэкзамена. В конце сентября замминистра образования и науки Татьяна Синюгина заявила, что россияне перестали воспринимать ЕГЭ как чрезвычайную ситуацию.
Так ли это? Свой взгляд на процесс сдачи ЕГЭ имеет детский и семейный психолог Олеся Покусаева: "Действительно обыскивают, все отбирают. Такие жесткие условия, которые создают детям на экзаменах, не каждый взрослый может выдержать. Часто экзамен начинается в 9-10 часов утра, а детям нужно прийти за полтора часа до этого. И дети срываются на экзаменах, даже те, кто хорошо готов. Это настоящая стрессовая ситуация. Причем ученики не могут сдавать экзамен в своей школе, они сдают его обязательно на выезде, чтобы это была незаинтересованная сторонняя организация. Может быть, это и неплохо, но создавать такое безумное количество стрессов опасно".
В таких условиях сложно говорить об объективности оценки знаний, ведь при подобной организации экзаменов на первый план выходят не столько знания, сколько стрессоустойчивость школьников. На это на правительственном часе в Совете Федерации обратила внимание министр образования и науки РФ Ольга Васильева. "Я абсолютно согласна, что от спецопераций надо отказываться", — заявила чиновник.
Но чем заменить устоявшиеся меры контроля?
Доверием. Так считает первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. По ее мнению, вместо "проверок, спецопераций и полицейских мер" следует начать работу над формированием культуры честности и прозрачности. "Это достаточно долгий процесс, но он обязательно нужен. Следует уважать ребенка как личность, доверять ему", — полагает сенатор. И тут же признает: "Но механизм контроля должен быть. К сожалению, мы пока не можем вовсе отказаться от него, надеясь только на самосознания ребят".
Так что пока единственное, на что могут рассчитывать будущие выпускники, — это некоторое смягчение, гуманизация мер контроля. И, возможно, введение в школьную программу нового предмета — "честность и самосознание".
Беседовала Лада КОРОТУН