Порошенко не решился бы на "реинтеграцию" Донбасса без позволения США

Верховная Рада. Архивное фото

В пятницу Верховная рада Украины в первом чтении приняла закон о "реинтеграции Донбасса" — тот самый, в котором Россия объявлена "агрессором", а Украина снимает с себя всякую ответственность за происходящее на "оккупированных территориях". В первоначальном варианте в законе упоминались минские соглашения, но по настоянию депутатов этот пункт был убран.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что законопроект о "реинтеграции" неприемлем ни де-факто, ни де-юре. Менее эмоционально в Кремле оценили второй законопроект, принятый сегодня Радой — о продлении на год действия закона об особом статусе Донбасса.

Хотя бывший представитель Киева в подгруппе по безопасности контактной группы по урегулированию конфликта в Донбассе Роман Безсмертный заявил, что этот закон не будет применяться на практике. "Ситуация сохранится в статусе-кво, то есть действие закона продлено, но все понимают, что он не действовал, не действует и действовать не будет, потому что очевидно, что на сегодняшний день отсутствует понимание, как привести ситуацию к миру, к прекращению войны", — сказал он.

"Продление специального статуса показывает, что Украина предпринимает жесткие шаги для мира. Надеюсь, теперь Россия будет действовать, чтобы наступил мир — пришло время заканчивать конфликт", — так оценил законопроект о продлении особого статуса спецпредставитель госдепа США по Украине Курт Волкер.

Между тем, украинский политолог Михаил Погребинский, которого "Правда.Ру" попросила прокомментировать принятые Верховной Радой законы, полагает, что США заинтересованы не в урегулировании конфликта, а в создании проблем для России.

Говоря о законе об "реинтеграции", он отметил, что формально для того, чтобы делать окончательные выводы, нужно подождать его принятия во втором чтении и подписания Петром Порошенко. Но мы же понимаем, не важно кто что заявляет. Минский процесс мертв. Реанимировать его можно определенными усилиями. То, что делает сейчас Порошенко и украинский парламент, направлено в прямо противоположном направлении. Не реанимировать его, а загнать в окончательный тупик", — сказал эксперт.

Отвечая на вопрос, что можно сделать для "реанимации" и как этому могут помочь те же США, Михаил Погребинский отметил, что хотя Соединенные Штаты и подключаются к процессу, но Вашингтон больше заинтересован в создании проблем России, а не избавлении от них.

"Я думаю, что США одобрило именно такой вариант законопроекта, иначе бы Петр Порошенко вряд ли бы его внес в парламент. Этот законопроект легитимизирует внутри Украины норму о том, что Россия страна-агрессор, Украина должна защищаться. Ясно, что это соответствует антироссийской истерике в американском истеблишменте. Так что им это должно нравиться", — полагает эксперт.

По мнению политолога, нельзя формально сказать, что речь идет о выходе из минского процесса. Изъятие упоминания минских соглашений из законопроекта ничего не означает, считает Михаил Погребинский.

"Минский процесс сам по себе — Порошенко будет продолжать говорить, что они за Минский процесс, а это Россия что-то не выполняет, — а этот закон сам по себе. Никаких последствий, кроме связанных с внутриполитической обстановкой, этот закон не носит", — сказал он.

"Если президент подпишет этот законопроект примерно в том виде, в котором он существует, значит это даст основание обращаться в международные организации с тем, чтобы они признали факт агрессии. Очень удобная поза в роли обиженного, России продлеваются санкции и так далее. Но через полгода, когда надо будет готовиться к выборам и президент поймет, что у него нет шансов, тогда он объявляет военное положение, выборы отменяются. Он и сейчас имеет такое право, но парламент должен утвердить это военное положение. А там не очень этого хотят, поскольку есть какие-то субъекты, которые не против жить и дальше в этом парламенте, поскольку их не изберут в новый. Там много причин, по которым сложно", — подчеркнул политолог.

"Но когда будет принят закон, по которому страна в опасности, оккупирована часть территории, ну как не поддержать военное положение? Сам Бог велел. Поддерживают, остаются депутатами, президент остается президентом на неопределенное время. У нас можно продлевать это военное положение сколько угодно раз. Чрезвычайное нельзя, а военное можно. В итоге в течение ближайшего года ничего не поменяется, не будет никаких миротворцев, летального оружия. Ничего не поменяется. Эта ситуация будет сохраняться, пока не закончится чемпионат мира по футболу. А потом все может быть, все может меняться, если у некоторых игроков будут развязаны руки", — подчеркнул Михаил Погребинский.