В России есть выражение "сгорел на работе" - это, правда, изначально про тех, кто сочетал трудоголизм с алкоголизмом. В Японии существует специальный термин "кароси" - смерть от переработок, но к спиртному она не имеет никакого отношения. Наши народы очень разные, и нам очень сложно понять, как можно доработаться до могилы.
А между тем именно так ушла из жизни 31-летняя японка Мива Садо - корреспондент крупнейшей в стране службы вещания NHK. За месяц она сверхурочно отработала 159 часов, взяв всего два выходных, а потом упала замертво от сердечной недостаточности. Кстати, это было еще четыре года назад, но до сих пор все молчали из-за траура.
Теперь коллеги Мивы надеются, что им удастся раздуть шумиху в СМИ и заставить власти Японии наконец признать существование "кароси" как массового явления. Почему в этой стране работать до упаду считается нормой, "Правде.Ру" объяснил руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.
По его словам, японцы действительно вкалывают по-черному. Это с одной стороны эксплуатация, а с другой - отдача всего себя труду и компании:
"Труд у них в крови, впитан с молоком матери. Это исторически так сложилось. Япония изначально была сельской общиной, которая воспитывала в труде.
Россия, кстати, исторически тоже была сельскохозяйственной общиной. Но мы свои общинные навыки утеряли за время советской власти, когда мы говорили, что у нас коллективизм, а выяснилось, что все наоборот
У японцев очень маленькая территория, значительная часть её покрыта лесами. Прибрежная полоса пригодна для проживания и какой-то хозяйственной деятельности, в том числе сельскохозяйственной (с чего, собственно, начинается цивилизация). Им пришлось осваивать горы, чтобы выращивать рис, чай.
Если сейчас поехать в Японию, можно увидеть, как совершенно удивительно эти горы окружены рисовыми, чайными террасами, всё расчищено. И это все создавалось поколениями. Кроме того, им все время приходится бороться со стихией. То тайфуны, то землетрясения, то извержения вулканов.
Даже японская религия конфуцианство предполагает, что человек должен много и честно трудиться. Когда Япония стала капиталистической страной, природный трудоголизм стал проявляться в частном секторе, в бизнесе, на производстве, на предприятиях.
В компаниях до недавнего времени было развито такое понятие, как патернализм. То есть человек был предан свой компании "от и до" и всю свою карьеру строил только в одной компании. Это была семья, в которой владелец был "отцом", а сотрудники - его "дети". И все должны трудиться не покладая рук с одной целью - создавать какой-то продукт и за счет этого жить.
В Японии была практика пожизненного найма. Человек посвящал себя компании, но был уверен, что она его не бросит в трудную минуту. И был такой феномен: когда компания испытывала трудные времена, и надо было увольнять рабочих, их не увольняли, а переводили на сокращенную рабочую неделю и т.д.
Эта практика сейчас, с наступлением научно-технической революции, начинает размываться. Но в психологии все равно осталось "работать и работать". Если посмотрите вечером на Токио, попадете в какой-нибудь деловой центр - вы увидите, что в большинстве офисов светятся окна, люди сидят и работают".
Сейчас винить руководство в том, что подчиненные убиваются на работе, не всегда справедливо, отмечает председатель сенатского комитета по социальной политике Валерий Рязанский. "Япония это цивилизованная страна с достаточно продвинутым трудовым законодательством. Я думаю, что это не принуждение, а осознанное нарушение, вызванное каким-то личным желанием", - поделился он с "Правдой.Ру".
Эксперт считает, что японское "кароси" - это "вопрос не о нарушении норм закона, а о каком-то осознанном игнорировании требований".
В России же, по словам нашего собеседника, огромную роль в условиях труда играет личная ответственность и коллективный контроль. "Очень много зависит от построения отношений внутри: между работодателем и сотрудником. Потому что очень часто бывают негласные договоренности. Внутри коллектива эти вещи очень часто носят неформальный характер", - подчеркнул Рязанский.
"Если в коллективе нет контроля на уровне самоуправления, то есть внешний контроль трудовой инспекции. Но она реагирует на жалобы. Поэтому если сотрудник по своей собственной инициативе "убивается" на работе и при этом никому не жалуется, трудовая инспекция вряд ли отреагирует. Тут возможен только самоконтроль", - резюмировал глава комитета СФ по соцполитике.
Беседовала Лада КОРОТУН