Космический прорыв СССР строился на обмане

60 лет назад на орбиту Земли был выведен первый искусственный спутник. Запуск мог и не состояться, но конструктор Сергей Королев решился на опасный шаг — обманул советское руководство заверениями о том, что спутник можно будет использовать в военных целях. Почему ему пришлось рисковать карьерой и жизнью, "Правде.Ру" рассказал научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

— Руководители СССР к первому спутнику относились так же, как в свое время к кибернетике, к генетике. При Сталине расстреляли бы. Но потом Королеву при поддержке Академии наук и в опоре на мощные американские заявления по поводу первого спутника удалось все-таки пробить этот запуск. И все пошло-покатилось.

— Получается, что запуск был под угрозой, и он мог просто не состояться?

— Он не должен был состояться. Если бы не Королев, который обманул партию и правительство, его бы не было. Королев обещал военное применение для своей ракеты, а эта ракета военного смысла не имеет, и Королев это прекрасно знал, но помалкивал. Не все было гладко. Спасибо Сергею Павловичу Королеву.

— Как тогда, 60 лет назад, отметили это достижение?

— О, это было очень интересно!… Сам спутник у нас продвигался с большим трудом. Были против военные, которые считали, что работы над спутником отвлекают от основной задачи. Политбюро, естественно, ничего в этом не понимало, но тоже было против. Но поскольку успешно удалось запустить баллистическую ракету, и ракету надо было использовать, начальство махнуло на Королева рукой: "Ну ладно, пусть развлекается".

И вот когда запустили первый спутник, здесь интересно сравнить две "Правды". За 5 октября 1957 года, где внизу страницы обычным шрифтом шло обычное сообщение ТАСС о запуске первого спутника. Без каких-то особых комментариев, восторгов, весьма скромно. Но это сообщение взорвало весь мир. Потому что, в отличие от нашего мудрого руководства, мир понял, что мы вошли в космическую эру.

И когда радио донесло это до Политбюро, они удивились, и уже номер "Правды" за 6 октября был целиком и полностью посвящен только запуску спутника. Технической информации, конечно, не было, крайне мало, только для того, чтобы этот спутник можно было отследить. Был огромный шрифт, восклицательные знаки, отзывы трудящихся. Все, как положено.

— Как обычные люди реагировали на это событие?

— Интересно то, как наблюдали за спутником во всех столицах, крупных городах. Народ выходил на улицы, вооружался биноклями, кто чем, было видно невооруженным глазом, и все смотрели на спутник. Но они смотрели не на спутник, спутник был практически не виден без сильной оптики, они видели вторую ступень ракеты Р-7, которая очень большая.

Если вы посмотрите на ВДНХ стоит "семерка", если отобрать боковушки, то вся эта ракета 30 метров, когда облетала космос, конечно, была отлично видна невооруженным глазом на восходе и закате. Там было очень много обсуждений, все радиолюбители слушали. Слово "спутник" вошло во все языки мира фактически, в литературу. Это был шаг в новую космическую эру, и его запомнили.

— А чем в это время занимались американцы? Готовили ли они параллельно с нами свой запуск?

— Да. Именно потому, что они готовили, именно потому, что они об этом заявляли, рассказывали о ходе работ, нам удалось их обогнать. Потому что, мы-то знали их даты, а американцы наши не знали. Поэтому Королев отложил запуск тяжелого научного спутника, который стал "Спутником-3" потом, и вместо него запустил простейших спутник-сферу с радиопередатчиком.

— Сейчас, на ваш взгляд, удалось ли нам сохранить лидерство в космосе?

— Нет, конечно. Сейчас лидер США. Они обгоняют все остальные страны вместе взятые раза в три. Но зато на второй позиции Россия, Европа и Китай, и здесь уже трудно говорить, кто из них первый. Но, конечно, все — далеко от США. А тенденция развития у нас идет на понижение, у Китая — на повышение. Европа идет стабильно.

— Чего нам не хватает сейчас? Умных голов, финансирования?

— Это большой пласт проблем, их много. Но в целом, они с 2007 года называются системным кризисом отрасли. Это официально названо самым высшим руководством, и сейчас пытаются этот кризис преодолеть. С переменным успехом, и не быстро. А все проблемы перечислять очень тяжело. Когда системный кризис, это значит, что за что не возьмись, везде все не так.

— Помнят ли годовщину запуска спутника в профессиональном сообществе?

— Конечно, помнят! А как же? Сегодня будет прием в Кремле, фильм покажут. Потом дискотека и танцы.