Россия нарушает Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, создавая ракеты, которые могут преодолевать 500 километров, — такое заявление сделал на днях посол США в России Джон Теффт. — Мы считаем и часто об этом говорили, что существуют серьезные нарушения со стороны России, которая создает новые ракеты, преодолевающие 500-километровую дальность.
Еще с 2014 года Штаты обвиняют Россию в нарушении ДРСМД. Москва выдвигает Вашингтону встречные претензии по невыполнению договора. Между тем в обеих палатах конгресса США рассматривают проект, согласно которому они аннулируют Договор, подписанный США и СССР в 1987 году.
С чем связаны обвинения Вашингтона в адрес Москвы? Действительно ли российская сторона нарушает условия ДРСМД? И почему Россия не размещает свои ракеты вблизи границ США, например в Венесуэле? Эти и другие вопросы в прямом эфире программы "Диалоги" обсудили обозреватели Айдын Мехтиев и Дмитрий Нерсесов.
— Дмитрий, Джон Теффт в интервью заявил, что Россия нарушает Договор о ликвидации РСМД, подписанный в 87-м году. Он утверждает, что Россия создает ракеты малой дальности, которые могут преодолевать расстояние в 500 километров — расстояние, ограниченное договором.
Тем временем американский Конгресс принял вопиющий закон о санкциях против России, а из этого договора США вообще хотят выйти. Нагнетание напряженности продолжается. Нас ждет очередной этап конфронтации, новая гонка вооружений и постоянные угрозы? И как мы должны рассматривать это заявление?
— Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности был рассчитан на решение конкретной проблемы, которая существовала в совершенно четкий временной период. Они еще до Карибского кризиса превратились в очень важную, принципиально важную проблему. Ракеты средней дальности — менее 3000 км были размещены американцами в Турции.
На тот момент уже существовали межконтинентальные баллистические ракеты. То есть обмен ядерными ударами между Советским Союзом и Соединенными Штатами мог производиться напрямую. Если бы США осуществили пуск своих больших межконтинентальных ракет, то СССР ответил бы. Уравнение достаточно простое.
Тогда же еще ракеты средней дальности США были размещены в Турции, в непосредственной близости от Советского Союза. Если бы американцы стреляли такой ракетой по Советскому Союзу, то надо было бы отвечать ударом по Турции или по Соединенным Штатам?
Тогда ответом на размещение американских средних ракет в Турции было размещение аналогичных ракет на территории Кубы, что породило Карибский кризис, который чуть было не привел к ядерной войне.
Но решение было найдено — мы убрали ракеты с Кубы, американцы — из Турции. И на тот момент вопрос о ракетах средней дальности был закрыт. Затем он вновь возник в 70-х и особенно в 80-х годах, когда администрация Рейгана начала размещать такие же ракеты, нацеленные на Советский Союз, в Западной Европе.
Потом начали считать, по какой формуле убирать: американцы уберут свои, мы уберем свои. Но к тому времени обзавелись такими же ракетами Британия и Франция. И в общем довольно сложный был процесс переговоров, покуда Рейган и Горбачев не договорились, что класс ракет средней и меньшей дальности просто уничтожается с одной и с другой стороны.
Теперь ситуация в том, что американцы на замену тем ракетам баллистическим средней дальности, которые тогда были уничтожены, начали разрабатывать крылатые ракеты, которые могут наносить удары от 300 км до нескольких тысяч километров. Попадает это или попадает по РСМД — с абсолютной точностью никто не может сказать, ведь там ликвидировались и ракеты, и боеголовки, и пусковые установки. С другой стороны, ракетами средней дальности обзавелись государства, которые не были еще ни ракетными, ни ядерными в момент подписания Договора о РСМД между США и СССР.
— Вы имеете в виду КНДР?
— Прежде всего — Индию, Пакистан, теперь — и КНДР. Все эти государства уже имеют на вооружении подобного рода системы. Совершенно естественно было со стороны Советского Союза (и России теперь) отреагировать адекватно на подобную угрозу. Поскольку все эти угрозы сосредоточены вокруг российских южных границ, а не американских. Северная Корея вроде может как бы угрожать Гуаму или южной части Аляски, но она гораздо ближе к территории России.
— На такие шаги США всегда должен быть симметричный ответ.
— Не обязательно симметричный.
— Еще со времен Хрущева американцы позволяют себе размещать себе вокруг границ СССР (а сейчас России) ядерные ракеты, ПВО, ПРО. Сейчас - в Польше, время подлета до Москвы — минимальное. А почему Россия смущенно отводит глаза? Мадуро в Венесуэле, например, стремится с Россией сблизиться и, вероятно, согласился бы разместить наши ракеты. Почему мы обходим этот вопрос?
— В конце концов, опыт Карибского кризиса уже имеется. Хрущев тогда тоже задался этим вопросом: почему американцам можно, а нам нельзя? В результате вот получилась такая ситуация, и американцы пошли на попятную.
— Сейчас что мешает?
— Повторять такой опыт сейчас, на мой взгляд, было бы совершенно неправильно. Кроме того, это все невероятно затратно. Задача заключается не в том, чтобы ответить на их глупость. Задача заключается в том, чтобы вернуть ситуацию к нормальному состоянию. Если американцы позволяют себе глупости, провокации, это не значит, что мы должны делать так же или еще хуже.
Пускай они играют в эти игры. А наши интересы отнюдь не связаны с тем, чтобы мы имели какой-то ядерный ствол у виска хозяина Белого дома. Наша задача — сохранить самих себя и обеспечить свои интересы на будущее.