С конца июля 2017 года сенаторы пытаются решить проблему ценообразования в области авиаперевозок. Парламентарии уже разработали меры, целью которых является борьба с неоправданным ростом цен на авиаперевозки. "Правда.Ру" попросила прокомментировать ситуацию Сергея Калашникова, заместителя председателя комитета Совета Федерации по экономической политике.
— Если авиабилеты в города европейской части России более-менее доступны, то билеты во Владивосток или Хабаровск стоят огромных денег. В итоге путешествия по России так и остаются несбыточной мечтой для среднего класса. В чем причина таких заоблачных цен на внутренние перелеты?
— Это зависит от комплекса причин. Основная проблема в том, что определение стоимости авиатоплива не подчиняется ни рыночным, ни каким-то другим регуляторным механизмам. Творится полный произвол. Вторая причина высоких цен на авиабилеты — монополизм аэродромного обслуживания. Понятно, что аэродром один, кроме него нигде больше не сядешь. Но на это обстоятельство почему-то не обращает внимание Федеральная антимонопольная служба. То есть и здесь творится произвол.
Кроме того, стоимость авиабилета очень жестко коррелирует с сезонностью. К началу учебного года люди возвращаются из отпусков. И все билеты со второй половины августа по первую декаду сентября продаются по заоблачным ценам, в три-четыре раза выше, чем, к примеру, в октябре. Они их просто искусственно взвинчивают. Это основные причины необоснованно завышенных цен на авиационные билеты.
— Как парламентарии хотят исправить эту ситуацию?
— Сенаторы считают, что государство должно более активно участвовать в регулировании процессов ценообразования на авиационные билеты. Во-первых, необходимо признать аэропорты объектами монополии и применить соответствующее законодательство. Во-вторых, необходимо регулировать стоимость авиатоплива. Третье, и это тоже очень важно, — необходимо установить определенные пределы сезонному повышению стоимости авиабилета.
Это основные показатели. Есть еще целый ряд предложений, связанных с дотированием региональных перевозок в определенные периоды, с целью поддержания стабильности в регионе. Речь прежде всего идет о дальневосточном регионе. Мы ведь дотируем поездки в Крым, и параллельно существует еще дотация по отдельным социальным категориям.
— Субсидии планируется распространить только на дальневосточный регион? Россия — огромная страна с огромными расстояниями между городами.
— Мы конкретно не разделяли по регионам. Но, возможно, преференции можно будет распространить не только на дальневосточный регион, а, к примеру, и на Хакасию. Там тоже есть проблемы такого рода. Необходимо проследить, чтобы субсидии поступили во все удаленные регионы России, где есть такая необходимость. Страна должна быть единой. Еще одно очень важное направление, связанное с организацией перевозок: необходимо создать государственную бюджетную авиакомпанию — лоукостер.
— Как вы намерены добиваться законодательного утверждения этих предложений? Владельцы аэропортов и авиакомпаний вряд ли пойдут вам навстречу…
— Здесь два пути. Первый путь — установление соответствующих норм указами правительства. На первом этапе мы планируем рекомендовать Министерству транспорта внести на рассмотрение и самому утвердить аналогичные решения. Если это не получится, то мы все-таки будем вносить поправки в законодательство.
Беседовала Лада КОРОТУН