Зачем нужно было присутствие ограниченного контингента советских войск в Афганистане? Как резидентура ЦРУ и сотрудники пакистанской военной разведки занимались вербовкой молодежи на территории Исламской Республики Афганистан? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью "Правде.Ру" рассказал бывший начальник управления ФСБ, ветеран отряда "Каскад-4", полковник запаса, востоковед Николай Похиленко.
— Исполнилось 28 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Расскажите, пожалуйста, об Афганистане — с учетом тех вопросов, которые до сих пор не были учтены, не замечались или умалчивались.
— Некоторые данные и фамилии, которые я буду называть, видимо, прозвучат впервые. Но с моей точки зрения это сделать необходимо для понимания той ситуации, в которой мы оказались сейчас, в том числе применительно к Сирии. Так вот, возвращаемся в далекий 1969 год. С помощью сотрудников Центрального разведывательного управления США и Пакистанской военной разведки в Кабуле создается исламистская реакционная организация под названием "Мусульманская молодежь".
Ее лидерами становятся студент инженерного факультета Кабульского университета Гульбеддин Хекматияр, а так же богословы Раббани и Сайяф. В последствии они организуют исламские партии, которые будут готовить моджахедов и бороться вначале с теми, кто пришел к власти в ходе Саурской революции 78-го, а затем и с ограниченным контингентом советских войск.
Эта тройка подбиралась исходя из их личных качеств. Они действительно были лидерами: умные, грамотные, хорошо знающие регион и свой народ, обладающие незаурядными организаторскими способностями. 1969 год стал отправным моментом в той ситуации, а дальше события развивались очень динамично.
— Как работала эта группа?
— Медленно, но уверенно в Афганистане менялась политическая власть. В 1973 году, еще не будучи премьер-министром, племянник Захир-шаха Мухаммед Дауд вместе с группой офицеров совершил государственный переворот. Это был бескровный военный переворот. И Дауд пришел к власти, сменив своего дядю на посту короля Афганистана.
Как только Дауд пришел к власти на территории Пакистана, рядом с городом Пешавар появились первые американские инструкторы, которые вместе с сотрудниками военной разведки Пакистана начинали готовить экстремистов. С 1973-го по 1975 год в лагерях было подготовлено около пяти тысяч экстремистов, которые в начале 1975 года подняли мятеж в Панджшерской долине.
К концу года исламисты контролировали уже 30 уездов из 185: это были их первые серьезные попытки подмять под себя Афганистан. Далее события развивались следующим образом: на политическую арену с 1965 года начала активно пробиваться Народно-демократическая партия Афганистана.
К 1978 году в рядах НДПА насчитывалось около 20 тысяч членов. Около 1200 офицеров стали членами НДПА в армии Афганистана. Дауд, понимая, что назревают серьезные перемены в Афганистане и что власть ему не удержать, проконсультировавшись с послом США 16 апреля 1978 года, арестовал одного из видных руководителей НДПА.
Спустя трое суток после ареста Дауда прогрессивная молодежь выплеснулась на улицы Кабула с требованием освободить его. Дауд снова встретился с послом США, и в ночь с 25 на 26 апреля охранка арестовала всех видных руководителей партии, включая Нур Мохаммада Тараки. Прогрессивно настроенные офицеры поняли, что дальше время тянуть нельзя.
Поэтому 27 апреля начальник ВВС и ПВО полковник Абдул Кадыр ввел танковое бронетанковое подразделение в город Кабул. Его восторженно встречали тысячи афганцев с флагами. Многие потом говорили, что это была не революция, а очередной военный переворот. Это неправда. Потом некоторые наши историки, политики, журналисты и подобные деятели искажали эти исторические факты.
— До сих пор некоторые придерживаются мнения, что ограниченный контингент советских войск воевал с народом Афганистана. Так ли это было? Или все-таки были какие-то внешние факторы?
— Я не буду останавливаться на всех перипетиях, которые охватили Афганистан за эти полтора года, говорить о той жесточайшей внутрипартийной борьбе за власть, которая развернулась между двумя крыльями в партии. Скажу только одно: все методы были использованы для того, чтобы замирить противоборствующие силы и направить ситуацию в мирное русло, но они завершились безрезультатно.
До сих пор спорят, надо ли было убирать Амина, но Амин совершил преступление и роковую ошибку. Он приказал своему телохранителю подушкой задушить своего учителя и старшего товарища — Нур Мохаммада Тараки. Молодая власть понимала, что против нее действуют хорошо вооруженная и финансируемая оппозиция, и самостоятельно встать на ноги в такой короткий исторический промежуток времени невозможно.
Нужна была внешняя поддержка, что и произошло. Всего было 20 обращений за военной помощью. Сам Амин за 100 дней своего правления шесть раз обращался в к политическому руководству Советского Союза с просьбой об оказании военной помощи. Политбюро и Леонид Ильич тогда долго очень колебались, вводить или не вводить ограниченный контингент.
Уже потом, много лет спустя, работая на серьезной должности, я встретился с действующим полевым командиром движения "Талибан"*. В ходе многочасовой беседы я спросил: как же так, почему такие молодые мальчишки идут воевать не пойми за что?
Он ответил: все очень просто, у нас — пуштунов — семьи очень бедные и многочисленные. И когда приезжает американец вместе с муллой в семью и предлагают две-три тысячи долларов за то, чтобы отдали мальчика 12-14 лет, то все соглашаются, ибо на эти деньги можно прожить семье несколько лет.
Затем эти дети попадают под влияние бородатых инструкторов и мулл. Шесть часов в день занимает чтение Корана, остальное — автомат Калашникова. Когда говорят о том, что "Аль-Каида"*, "ИГИЛ"*, какие-то правоверные мусульмане чтят Аллаха, традиции и устои, воюют за веру, я грустно улыбаюсь, ибо это еще одна ложь, которую распространяют эти же покупатели детей и организаторы терроризма. А боевики — это обычные наемники, которые не понимают, куда их направляют и как ими манипулируют. Сейчас история повторяется один в один.
Читайте также:
Уроки Афганистана: там ковалась победа в Сирии
* Террористические организации, запрещены в России.