На территории Приднестровья расположена оперативная группа российских войск, которая после распада СССР перешла под юрисдикцию России. 21 июля парламент Молдавии принял заявление о выводе российских войск с территории непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). По мнению президента Приднестровья Вадима Красносельского, вывод российских миротворцев из Приднестровья спровоцирует начало войны в регионе. "Правда.Ру" попросила прокомментировать ситуацию Богдана Цырдю, молдавского политика, политолога, директора Социал-демократического института Молдовы, депутата парламента Молдовы с 2014 года.
— Как может вывод российских миротворцев повлиять на обстановку в регионе?
— Требования о выводе российских миротворцев молдавская сторона уже озвучивались с трибуны ООН. Ни к чему это не привело. Миротворцы находятся в Приднестровье на основании соглашения о мире от 1992 года. И Молдавия из этого соглашения не выходила. Потому что денонсирование соглашения равнозначно с моей точки зрения объявлению войны. Суть вопроса в том, что данная миссия находится в Приднестровье уже двадцать пять лет. Эта миротворческая миссия — одна из самых эффективных, если не самая эффективная не только на постсоветском пространстве, но и в мире, потому что за двадцать пять лет не было ни одного крупного инцидента.
И самое главное, не было вооруженных столкновений между двумя сторонами, в отличие от Нагорного Карабаха, в отличие от других конфликтных зон. Это первое. Второе: не будем забывать о том, что на Украине идет военный конфликт, что вооружается Румыния, что Молдавия втянута в различные программы НАТО. Только пятого августа в Молдавии закончились военные учения с США. Учитывая все это, учитывая блокаду ротации миротворцев, учитывая таможенные посты, я полагаю, что риск военных действий в этой зоне очень велик. И только присутствие миротворческого контингента является сдерживающим фактором в развязывании боевых действий.
Власти Молдовы, Кишинев должны поменьше действовать под диктовку США и стараться, во-первых, запустить переговорный процесс в формате "5+2", который уже много лет не функционирует. Более того, Кишинев должен сделать все возможное, чтобы не было экономической блокады региона по причине создания совместных молдавско-украинских таможенных постов. Мы считаем, что Кишиневу необходимо начать политический диалог, как это пытается делать президент Приднестровья, а не нагнетать обстановку в угоду внешнеполитическим игрокам.
— Можно ли говорить о том, что Кишинев стремиться к урегулированию молдавско-приднестровского конфликта в контексте наращивания взаимодействия с НАТО?
— Молдавия фактически находится под внешним управлением. Буквально двенадцатого июня лидер Демпартии Молдавии Владимир Плахотнюк побывал в США. И как только он вернулся, молдавский парламент сразу составил заявление о выводе российских войск, с дальнейшим обращением в ООН. Я выскажу одну очень простую мысль: если США хотят, чтобы Россия вывела миротворцев, они должны вернуться к договору по ПРО, они должны согласовать деятельность ОБСЕ — и так далее.
И они должны гарантировать стране международный нейтралитет, международное признание молдавского военно-политического нейтралитета. Но так как этого не происходит, Россия принимает ответные меры. Это логично. И марионеточные правители Молдовы могут возмущаться сколько угодно, но это ничего не изменит.
— Каковы перспективы урегулирования молдавско-приднестровского конфликта?
— В Молдавии есть политологи, которые утверждают, что уже к 2018 году конфликт будет урегулирован. Я к этому отношусь скептически. Потому что в то время как Румыния размещает системы американской ПРО на своей территории и модернизирует свои ракетные системы, когда Украина получает вооружение, запускает программу по перевооружению армии, когда американские военные базы размещаются по периметру российских границ и идет вооруженный конфликт на Украине, я буду последним человеком, который поверит, что в ближайшее время возможно мирное урегулирование приднестровского конфликта.
Баланс сил в регионе сегодня нарушен, регион крайне нестабилен, и Россия, безусловно, не пойдет сегодня на уступки, которые могут ослабить ее военно-оборонную составляющую. Наш президент Игорь Додон настроен оптимистично, и президент России также пожелал успехов новому президенту Молдавии Игорю Додону. Но я пока настроен скептически.
Также "Правда.Ру" обратилась за комментарием к Андрею Сафонову, депутату Верховного совета Приднестровья.
— Что может случиться, если из региона уйдут российские миротворцы?
— На мой взгляд, с точки зрения реальной политики это не добавит ничего нового к тому положению, которое уже существует. Другое дело, что такого рода заявления, адресованные в ООН, — это признак того, что кишиневское руководство действует по подсказке своих западных кураторов. Тем не менее я думаю, что все останется как есть. Однако это, безусловно, негативно повлияет на переговорный процесс между Кишиневом и Тирасполем.
— Парламент Молдавии постоянно смотрит в сторону НАТО. Если такое плотное взаимодействие будет продолжаться и дальше, как это повлияет на ситуацию в районе молдавско-приднестровского конфликта?
— Это уже влияет на ситуацию. Дело в том, что реальной гарантией от возобновления конфликта является наличие нынешнего миротворческого формата, куда, как известно, входят военнослужащие трех сторон — Молдавии, Приднестровья и России, при участии десяти украинских офицеров-наблюдателей. Если кто-то попытается это демонтировать, то тогда угроза вооруженного противостояния возрастет. Но будем надеяться, что этого не случится.
— Ранее инициативу правительства по выводу российских миротворцев уже раскритиковал президент Молдавии Игорь Додон. Он назвал ее "пустым пиар-ходом" и "пусканием пыли в глаза", призвав молдавское правительство сосредоточиться на восстановлении доверия между Тирасполем и Кишиневом. Можно ли рассчитывать, что в ближайшей перспективе ситуации в регионе будет урегулирована?
— В данном случае надо учитывать две вещи. Во-первых, приднестровская сторона давно уже говорит о необходимости восстановления доверия, так как только это может гарантировать мир в зоне конфликта. Только это может гарантировать свободное передвижения людей и товаров, снимая все противоречия, которые накопились за последние несколько лет.
Что же касается политических вопросов, то это уже второй аспект, и он очень сложный. Дело в том, что Тирасполь избрал евразийскую модель интеграции, тогда как официальный Кишинев настаивает на европейской. Пока никто не предложил реальную модель преодоления противоречий в этом вопросе. И это, конечно же, затрудняет подписание политического соглашения между сторонами конфликта.