Посольство США в России объявило, что прекращает выдачу неиммиграционных виз в российских регионах с 23 августа 2017 года. Процедура возобновится в Москве с 1 сентября, но в американских консульствах в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке собеседования будут приостановлены на неопределенный срок. Это связано с ограничением числа сотрудников дипмиссии США, которого потребовала Москва в ответ на закон, предусматривающий санкции против России. "Ранее назначенные собеседования будут отменены. А те, кто уже подал документы на оформление визы США, будут проинформированы о том, каким образом они смогут переназначить собеседование", — отметили в посольстве.
В свою очередь МИД России пообещал изучить решение США по визовым процедурам. Глава российской дипломатии Сергей Лавров заявил, что Штаты "затеяли очередную попытку вызвать недовольство российских граждан действиями российской власти".
Что все это значит, в эксклюзивном интервью "Правде.Ру" рассказал Андрей Климов, сенатор, заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам, председатель комиссии по предотвращению вмешательства во внутренние дела России.
— США приостанавливают выдачу неиммиграционных виз в России. Сергей Лавров уже прокомментировал, что решение США ограничить выдачу виз в России соответствует "логике тех, кто организует цветные революции". Вы согласны с этим утверждением? О чем вообще говорят эти действия посольства?
— То, что они сделали, было довольно ожидаемо. Пытаются оправдываться ассиметричными мерами. На самом деле в посольстве США работает не так много людей, это и спровоцировало дилемму: оставить настоящих дипломатов, а людей, которые обслуживают консульский отдел, тех, кто выдают визы, убрать. Видимо, они захотели оставить побольше специалистов, которые имеют отношение к распространению "американской демократии". Заодно и подействовать на нервы российской публике, у которой масса неудобств возникает, — то есть одним выстрелом убить двух зайцев. Похоже, что в большинстве действительно остались специалисты по этим самым "цветным революциям". С другой стороны, дан сигнал российскому народу: "Смотрите, ваши права нарушаются, но это не мы делаем, а все потому, что российское правительство с нами во всякие санкционные игры играет".
Позиция нашего МИДа, насколько я понимаю, сейчас состоит в следующем: они размышляют над тем, что ответить, но при этом не хотят отыгрываться на американском народе. То есть, в отличие от США, стараются поступить более цивилизованно. Вот, собственно говоря, какова ситуация на этот момент.
— Россияне смогут выйти "на майдан", будучи недовольными властью? Как-то слишком наивно и самоуверенно выглядит эта мера США...
— Я уверен, что никто ни на какие майданы не пойдет. Все-таки ситуация не та в стране, да и люди у нас намного разумнее, чем в некоторых других государствах. Если говорить рационально, не такое уж большое количество россиян сегодня жаждет получить американскую визу.
У нас за рубеж хотя бы один раз в год выезжает только два-три процента населения. Из них в США едут гораздо меньше, чем в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Средиземноморья, Европы, Латинской Америки. Получается, что убедительной базы ни для какого майдана тут нет. Но напакостить у Штатов была возможность, и они это сделали.
Причем печально то, что Трамп, который с этим несогласен, очень мало чем в США управляет. Кроме того, те ребята, которые сейчас занимаются антироссийской тематикой в государственном департаменте и других специальных службах, — это в основном люди, посаженные на эти теплые места еще при мистере Обаме. Трамп не может устоять против реализаторов американской внешней политики. Трампу не дают своих людей привести к власти — это мы наблюдаем уже в течение полугода. Поэтому даже если бы он захотел что-то изменить, мне кажется, ему очень трудно будет этого добиться.
— Сегодня произошло и важнейшее назначение. Кандидатуру замглавы российского МИДа Анатолия Антонова утвердили послом в США. Чего России сейчас важно добиться на этом фронте? Какие вопросы будут для Антонова приоритетны, как вы думаете?
— Я думаю, что это хороший специалист, что он в США сейчас уместен. Дело в том, что Анатолий Иванович профессионал как раз в вопросах безопасности, причем военно-политической безопасности. Именно это у нас на данный момент является главным на повестке дня с США. Товарооборот между Россией и Америкой практически близок к нулю, экономические связи не очень развиты; научно, культурно мы не так сильны, как хотелось бы. Что касается дискуссий, связанных с сугубо военно-политическими вопросами, здесь явно есть над чем работать. Наш новый посол как раз в этом прекрасный специалист.