"Таймс" опубликовал информацию о том, что в Дамаске открывается Международная выставка промышленных товаров. Ожидается, что на эту выставку, площадка для проведения которой находится на пути из аэропорта в Дамаск, прибудут представители из 42 дружественных государств. Как говорит премьер-министр Сирии, приоритет получат "дружественные и братские сирийцам страны, которые вместе с ними боролись против терроризма".
Автор статьи полагает, что Россия и Иран уже получают дивиденды от своих отношений с Сирией, заключающей с ними контракты на восстановление страны. По словам экспертов, это свидетельствует об уверенности Башара Асада в том, что ему удалось вернуть контроль над Сирией. Так ли это, в эксклюзивном "Правда.Ру" спросила у ведущего эксперта в Центре военно-политических исследований МГИМО, доктора политических наук Михаила Александрова.
— Асад приглашает дружественные страны восстанавливать Сирию. Там пройдет Международная выставка промышленных товаров — первая со времен начала гражданской войны в стране. Уже действительно можно в полной мере реконструкцией заниматься? Масштабный поворот и перелом в войне уже не возможен?
— Перелом в сторону поражения правительства Асада уже невозможен, конечно. Но говорить о том, что война закончена, рановато. Процесс этот еще займет какое-то время. Но тем не менее очень правильно, что такая выставка проводится. Она важна как символ, с психологической точки зрения. Выставка меняет атмосферу в самой Сирии, показывает людям, что возвращается мирная жизнь, и как она хороша. Люди соскучились по ней. Это влияет в том числе и на тех оппозиционеров, которые еще сидят в различных анклавах и не разоружились. Они увидят, что большая часть Сирии, которая контролируется правительством, переходит к нормальной жизни, а они не у дела, в каких-то катакомбах. Это деморализующие действия для них и тех слоев населения, которые их поддерживают.
С другой стороны, те, кто на стороне Асада, вдохновятся этими новыми событиями, перед ними встает позитивная перспектива, что заставляет их действовать эффективнее, чтобы как можно скорее покончить с бандитами. Акция имеет и международное влияние. Она показывает, что правительство Асада плотно контролирует ситуацию, что есть уверенность в завтрашнем дне, что президент намерен сосредоточиться на мирном строительстве после окончания кровопролитной войны. Может быть, там особо ничего не выйдет из этой выставки, но политический, пропагандистский, информационный эффект будет очень существенным и положительным.
— В иностранных сми новости о предстоящей выставке подают как нашу жажду нажиться на войне. Россия и Иран якобы уже получили не малые дивиденды. Что вы думаете на этот счет?
— А что они удивляются? Это как в любом бизнесе. Чтобы получить результат, надо вначале вложиться. Россия очень существенно вложилась в сирийскую ситуацию: мы послали туда войска, затрачивали огромные ресурсы, оказывали продовольственную, материальную, техническую помощь. Это миллиарды долларов. И теперь мы получаем дивиденды. А они сидели, ничего не делали, даже вредили правительству Сирии — и хотят, чтобы у них были дивиденды? Так не бывает.
— А может ли в перспективе из нашего сотрудничества родиться новый торгово-политический союз на Ближнем Востоке? А выставка станет отправной точкой?
— Я считаю, что это реальная и возможная экономическая ось: Россия — Иран — Сирия, плюс Ирак еще можно сюда подключить, он все больше склоняется в сторону российско-иранской коалиции. Если Ирак удастся перетянуть, то да, сложится такой альянс, к которому, возможно, вскоре и Турция примкнет. Она не захочет оказываться в изоляции. С ЕС у нее сейчас сложные отношения, но с нами вроде бы они уже нормализовались. Но с Ираном, Сирией и Ираком у турок отношения неважные. А шанс поучаствовать в этом экономическом альянсе, думаю, Турция не захочет упускать. На мой взгляд, это как раз будет очень верным для них выходом, если они начнут принципиально менять политику, интегрироваться в евразийские структуры — за этим будущее, а не за бесплодной ориентацией на ЕС.
— Разрушить целую страну, древнейшую цивилизацию только потому, что правитель не нравится… Это ли не настоящее средневековье? Теперь США и в союз восстановителей лезть будут?
— США всегда вредят, где у нас есть какие-то достижения, тут не надо удивляться. Но у них в Сирии сохранились анклавы, где они присутствуют: в пограничных районах с Иорданией, в курдских районах. Они будут пытаться захватить коммуникации, препятствовать торговле. Усилят свое влияние на правительство Ирака для того, чтобы не допустить сближения с российско-сирийско-иранским альянсом. То есть, тут тоже предстоит борьба. Может, кстати, еще Ливан захочет подключиться к нашему альянсу, а американцы будут препятствовать. Они турок будут всячески обманывать, чтобы не допустить дальнейшего их сближения с нашим союзом. Будут рисовать перед Турцией различные заманчивые перспективы, ведь уже 50 лет их не могут в ЕС принять, водят за нос. Так и будут дальше водить. Поэтому сейчас многое будет зависеть от нашего искусства, умения обыграть дипломатически США на этом поприще.
— Когда есть чем поживиться, США всегда готовы очень активно включиться в борьбу за свой кусок пирога. Тут очень трудно отказаться от исторических параллелей с послевоенными событиями в Берлине…
— Ну да, но сейчас им вряд ли удастся подключиться. Потому что дураков нет их пускать в освобожденные нами регионы. Так что не думаю, что у них что-то серьезно получится. Но они из курдских районов, из Иордании, используя оппозиционные группы, будут продолжать пакостить. Это безусловно.