Новые правила авиаперевозок, предложенные Министерством транспорта, подразумевают введение дополнительной платы за провоз в салоне самолета зонта, ноутбука, мобильного телефона, видеокамеры, фотоаппарата и верхней одежды, если их вес превышает вес бесплатной ручной клади.
Также новыми правилами предусматривается, что установленный перевозчиком вес ручной клади должен быть не менее пяти килограмм. Бесплатный провоз все еще сохраняется в отношении дамских сумок, детского питания для ребенка, портпледа с костюмом. Все эти вещи при расчете веса перевозимой ручной клади учитываться не будут.
Пассажиры, которые приобретают возвратные билеты, смогут провозить с собой не менее 10 килограмм ручной клади. Авиакомпании при этом будут обязаны знакомить пассажиров с условиями перевозки вещей еще до покупки билета.
Проект поправок к федеральным авиационным правилам должен вступить в силу после одобрения в Совете Федерации и подписания главой государства закона об отмене провоза бесплатного багажа в случае приобретения невозвратных билетов, который был ранее одобрен Государственной думой.
Немногим ранее сенатские комитеты по законодательству и экономической политике отклонили документ, подчеркнув, что введение норм о платном провозе багажа может стать причиной удорожания авиабилетов. Однако комитет Совфеда по экономической политике позднее изменил свое мнение и выступил в поддержку этой инициативы.
Чем обернется принятие данной инициативы для рядового российского путешественника? Не возникнет ли дискомфорта при незначительном несоответствии ручной клади? Не перерастут ли новые правила в очередной виток споров между авиаперевозчиками, федеральными авиационными властями и пассажирами? Об этом "Правда.Ру" поговорила с генеральным директором Ассоциации аэропортов гражданской авиации Виктором Горбачевым.
— Новые авиационные правила, предложенные Минтрансом, предполагают введение дополнительной платы за провоз в самолете верхней одежды, зонтов, ноутбуков, мобильных телефонов, фотоаппаратов и видеокамер. Не слишком ли? Почему такие предложения поступают? Каковы причины? Чтобы сделать менее привлекательными невозвратные билеты?
— Хотим мы или не хотим, но пассажиропоток падает — за ним падает и доходная часть. Авиакомпании выкручиваются как могут, чтобы получить дополнительные доходы. Их душат антимонопольщики, которые напоминают о том, что нужно снижать стоимость авиабилетов. Им пеняют на постановление правительства, согласно которому в летний период массовых перевозок необходимо снижать цены. Они, чуть-чуть снизив стоимость авиабилетов, сказав, что он невозвратный, заодно решили поиграть с багажом. Таким образом компенсировать убытки.
— А если какие-то проблемы с багажом? Например, он потерялся, да еще и телефона в ручной клади нет, как быть? Чем грозят такие нововведения?
— Да нет, это ерунда конечно. Телефоны из ручной клади убрать не заставят, в данном случае, думаю, только разговорами ограничатся. И вряд ли дело дойдет до зонтиков и плащей. В конце концов, всегда можно надеть плащ на себя, чтобы не было проблем. Зонт некоторые используют как трость, ну мало ли, человек хромает. А вот что касается пяти килограммов в ручной клади, такое весьма вероятно. Могут заставить полететь только с одним кейсом, портфелем или дамской сумочкой, а больше вам не разрешат, остальное платно.
— Сэкономить таким образом не удастся?
— Можно, если вы полетите налегке в командировку.
— Для внутреннего туризма, который сейчас так стремятся развивать, хорошего мало?
— Это, естественно, окажет негативное влияние. Люди перейдут на железную дорогу. Железнодорожники тоже воспользуется этим моментом и моментально повысят свои тарифы. Но, по крайней мере, не будет там такого жесткого ограничения по багажу.
Зря, конечно, это делают: данная инициатива большую компенсацию и ожидаемый авиакомпаниями эффект не принесет. Люди летят в отпуск с детьми, и они, естественно, не поедут с одной сумочкой в Сочи, в Крым; они просто станут пассажирами железной дороги. Авиакомпании сами себя топором по ноге бьют.
Беседовала Татьяна ТРАКТИНА