Экскурсии под землю в последнее время стали очень популярны, ведь большинство из того, что находится там, является загадкой для обычного человека. Тенденция на подобного рода экскурсии с каждым днем становится более очевидна: все чаще реклама походов под землю стала появляться в Интернете. Вадим Михайлов — основатель и лидер движения диггеров России, руководитель аварийно-спасательного отряда "Диггер-спас" и Центра подземных исследований "Диггеры планеты Андеграунд". В первой части интервью легенда диггерского движения рассказал читателям "Правды.Ру" об опасностях, которые ждут непрофессионалов при самостоятельных путешествиях под землей. Во второй части интервью Вадим Михайлов рассказал о статусе диггеров в России, о необычных случаях во время подземных экспедиций и о том, как им удается помогать спецслужбам.
— "Диггер-спас" — легендарная организация, имеющая много заслуг, о которых известно единицам. Несколько лет назад очень активно обсуждали создание школы диггеров. Какие-то подвижки в этом направлении есть? Наверное, это пресекло бы несанкционированный доступ?
— Поскольку наша организация неформальная и является центром поддержки спасателей и спецслужб, статус наш таким образом очень размыт, и чиновникам это очень выгодно. Когда наступает какой-то трудный, экстренный момент, мы становимся необходимы, а как только СМИ хотят поговорить с нами на месте событий или трагедий, "Диггер-спас" отчуждают от штаба МЧС.
Априори за ковром, в тени они с нами здороваются, просят помочь, а как только мы всё выполняем под землей, награду получают другие. Так уже было с "Норд-Остом", c многочисленными подвигами после терактов. Думаю, в этом заключается повод для развития структур псевдодиггеров, которые бросают очень сильную тень на реальное диггерство, на культуру, на субкультуру, на все традиции, которым уже полвека.
Нам не дают возможность реально говорить с молодежью, показывать им, где плохо, а где хорошо: это плод работы чиновников. Чего они боятся, вполне понятно: огрехов в своих спасательных операциях, огрехов в стройкомплексе. Боятся того, что угрозы и опасности, которые скрыты в подземном городе и не контролируются, проявятся, и это дойдет до президента России. У нас получается так, что Владимир Владимирович если стоит над кем-то с дубинкой, то они работают, а как только эта дубинка занялась какими-то другими делами, президента начинают подставлять, обманывать, начинают делать то, что сильно вредит его имиджу и имиджу нашего государства. Я считаю, что это большое преступление, в котором участвуют и чиновники, и те, кому они благодетельствуют, а реальной работы нет.
На сегодняшний день появление в Интернете огромного количества предложений пойти куда-то под землю имеют для чиновников только одну версию, что это сделали мы. Раз мы это начинали — с нас и спрос, и тут же находится лишний повод еще раз отстранить нас от государственных дел, от благих дел, и очернить.
Я как лидер движения и мои соратники, которым по 45-49 лет, устали отмываться от разнообразнейшей грязи, которую на нас валят. Последняя ситуация была на пожаре в "Рио", когда ваши коллеги из "Известий" хотели взять у меня интервью как у одного из работавших там с самого начала, и были отстранены пресс-службой МЧС, вплоть до обвинений, что мы городские сумасшедшие. Это что такое? С одной стороны, выручите в "Норд-Осте", спасите людей, помогите — наверное, Патрушев не попросил бы помощи у городских сумасшедших; с другой стороны, за его спиной продолжалась вакханалия, появление после этого различных "Метро", игр всяких, к которым мы не имели отношение.
Казалось бы, это должно было быть поставлено на государственную основу, но когда я предложил, видя большой интерес молодежи, взять это под контроль как нацпроект, до президента это не довели. Более того, мы больше не получали возможности провести ни одну свою пресс-конференцию. А до этого четыре года подряд проводили их по итогам наших находок, полученных знаний, работы с молодежью, удивительных событий, которые происходили.
— Если посмотреть на ситуацию с точки зрения обывателя: человек увидел рекламу и загорелся желанием спуститься под землю. Как распознать непрофессионалов, продающих услуги? Или вообще профессионал не поведет людей?
— Профессионал не поведет. Это ни к чему всем подряд — и запрещено. Но в свое время, например, спускались под землю политики известные, какие-то деятели культуры, бомонда. Тогда проплачиваются все дела, проплачивается безопасность, все тщательно проверяется и готовится. Никто на господдержку это не ставит. Это допустимо только точечно, не поставлено на серьезный поток, и пока не может быть поставлено. Потому что мы боремся с терроризмом, и государство в таком положении, когда нам всем нужно становиться фактически под ружье, заниматься нацбезопасностью, а не этим пустым времяпрепровождением.
У меня проходят творческие вечера, приходят люди, которые хотят услышать правду; уверен, что они правильно все понимают и правильно воспитают своих детей. Раз уж нет клуба-музея диггеров, как мы хотели, раз уж пока нам вставляют палки в колеса, то, по крайней мере, важно уберечь молодежь, чтобы туда сатанисты или те, на чьем счету уже есть жертвы, не заманивали народ под видом диггерства.
Любителей "подпольностей" все равно всегда будет много, это адреналин, но они будут именно не погружаться, а лазить. Я считаю, что в обществе есть крысы, которые с удовольствием пойдут на псевдоромантику. Но, извините, это изгои общества. Это люди, которые с обществом не имеют ничего общего, они противопоставляются обществу. Это как раз реальная оппозиция. Ну, пусть лазит под землей, пока не нарвется на спецпатрули. А нормальные граждане должны понимать, что ситуация в подземке очень непростая. Там и криминал сейчас, там увеличение количества газов — как плод неуемного строительства, неправильной переукладки асфальта, достаточно большое количество закрытых люков, что повышает уровень газообразования и взрывооопасности. Надо знать, что погибнуть там очень легко и из-за сливов, которые образовались из-за неправильного проведения дренажа и несвоевременного очищения. Напомню, как несколько дней назад затапливало мост, машины из-под воды вытаскивали возле Министерства обороны на Арбате. Это все сливается на голову людям, не ожидающим ничего.
У этих липовых проводников нет аттестации, ничего нет. У нас аттестация была, мы на все пожары выезжали, сейчас ее перестали давать, но нас знают в лицо, мы профессионалы высокого класса. Мы постоянно тренируемся. Предпочли сказать всем, что мы городские сумасшедшие, и не надо с нами дело иметь. Зато реальные сумасшедшие-маньяки заманивают людей под землю.
Фактология показывает нам, что под землю лазят десятками. Мы в последний раз делали небольшой рейд со спецслужбами. Нужно было проверить один объект, а мы встретили 10 девочек и восьмерых мальчишек в возрасте от 14 до 16 лет, нагруженных пивом. С надписью "Диггер" маркером. Они даже не могут себе позволить сделать профессиональный шлем, не говоря о том, что какой-то техникой безопасности овладели предварительно. Я ужаснулся. Если говорить языком Булгакова: "Я хотел заниматься евгеникой, я хотел развить новую личность, а получил такую мразь как Шариков".
У любого движения есть отображение. Это отвратительное зазеркальное движение создали не мы, а те, кто работал против нас. Обладая определенной властью, боясь ее потерять из-за наших резких выступлений по ЖКХ, они до сих пор продолжают такую работу в наш адрес, именно это позволяет действовать спокойно этим подросткам. Уверен, что среди них есть очень хорошие ребята, они могли бы быть переориентированы, и родители этого хотели бы. Нужен единый клуб, нацпроект по диггерам, потому что есть огромная масса людей, солидарных с нами, они хотят с нами встречаться, но встречаться негде.
— То есть несмотря ни на что "Диггер-спас" не распадается?
— Профессионалы никогда от этого не отходили, но мы испытываем ужасную боль и обиду, очень прискорбное состояние сейчас, в начале нового тысячелетия; когда нужно бороться с терроризмом, мы даже не можем помогать городам России. Мы просто оторваны от возможной реальной патриотической деятельности. Иногда только действуем со спецслужбами в рамках какого-то события, а могли бы работать глобально. И это из-за того, что идет такое сильное растрачивание на мишуру, неправильное понимание тех законов, тех постулатов, той философии и тех добрых и порядочных христианских идей, которые мы закладывали изначально в движение диггеров.