В конце минувшей недели Госдума РФ приняла заявление, в котором призывает Украину и Молдавию отказаться от любых форм давления на Приднестровье. Почему именно сейчас Киев и Кишинев пошли на согласованные действия по обострению ситуации в регионе? Можно ли говорить о том, что переговоры в формате "пять плюс два" по всеобъемлющему решению приднестровского конфликта зашли в тупик? Понимают ли власти в Кишиневе, что в случае объединения в будущем с Румынией, Молдавия войдет в ее состав уже без Приднестровья? Эти и другие аспекты проблемы в программе "Диалоги" обсудили обозреватели "Правды.Ру" Айдын Мехтиев и Дмитрий Нерсесов.
— Госдума выразила недовольство действиями Молдавии и Украины, которые установили таможенные границы и фактически поставили Приднестровскую республику в положение блокады. Как вы считаете, почему именно сейчас они так действуют? И какие будет последствия?
— Молдавия и Украина действительно договорились об открытии совместных таможенных постов на рубеже, который является международно признанной границей Молдавии с Украиной, но де-факто эта линия — граница между Украиной и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой (ПМР). До сих пор проблемы таможенных границ решались по-другому, но сейчас Молдавия с помощью Украины решила как бы взять под контроль всю свою внешнюю границу в рамках международно признанных документов. Это таит в себе очень большие риски, потому что Приднестровье оказывается в экономической и транспортной блокаде. Непонятно зачем все это делается на самом деле.
Кишинев в течение последних 25 лет мечтает вернуть свой суверенитет над этой бывшей частью Советской Молдавской Республики. Но проблема ПМР так до сих пор и не решена, потому что никаких конструктивных предложений со стороны Кишинева не поступало.
Молдавские власти часто действуют во вред населению Приднестровья, чем только отдаляют их от себя. Недавно мы слышали заявление президента Додона о том, что у Приднестровья есть два пути: либо возвращение в состав Молдавии, либо интеграция в состав Украины. То есть ни о каком суверенитете и независимости речи не может быть. Это полностью идет вразрез как с позицией самого Приднестровья, пусть и непризнанного, но государства, так и с позицией всего молдавского населения.
— Так же как и с фактическим положением дел. Если Додон говорит такие вещи, то он точно не пророссийский ставленник, а совсем наоборот. К тому же это только доказывает, что молдавская власть вообще не считает народ Приднестровья своим.
— На самом деле непонятно, зачем Додону создавался имидж ярого пророссийского политика, чуть ли не московского ставленника. Мне кажется, что эпоха таких вот пророссийских, пророрумынских или других подобных политиков в Молдавии проходит, поскольку Республика достаточно давно существует как самостоятельное государство.
Власти пора бы понять, что уже давно сформировался промолдавский политический класс, который не выступает ни за Россию, ни за Румынию. Многие люди там видят свое будущее в качестве независимого самостоятельного государства. Это прагматичный и, пожалуй, наиболее правильный подход.
— Переговоры в формате "пять плюс два" зашли тупик?
— Да, всем комплексом урегулирования и управления ситуацией вокруг Приднестровья занимается постоянное совещание с очень длинным названием. Это переговорный многосторонний формат, в составе которого пять основных участников — Россия, Приднестровье, Молдавия, Украина и ОБСЕ, и два наблюдателя — Соединенные Штаты и Евросоюз.
Но участники и наблюдатели уже примерно год не собирались в полном составе. Благодаря действиям властей Молдавии этот процесс затруднен, поскольку из Кишинева были высланы российские дипломаты, которые и занимались непосредственно этим переговорным процессом.