Как и почему в Европе продолжают сочетаться несовместимые крайности? Там постоянно заявляется о гуманизме, глобализме, мультикультурализме, европейских ценностях… Но при этом по отношению к России и ряду других стран постоянно проявляется открытое неприятие, явная агрессия и порой даже откровенный фашизм. Об этом поговорили генеральный директор "Правды.Ру" Инна Новикова и политолог, социолог, профессор, старший консультант Балтийского центра социальных исследований Олег Андреев.
— В Эстонии предлагают строить отдельные кладбища для славян. Это просто какой-то посмертный фашизм. Как в якобы единой Европе такое возможно?
— Давайте по порядку. Европа далеко не едина. Одна часть современной Европы — это Россия. Вторая часть — это Европейский союз, в котором после выхода Великобритании осталось 27 стран. Именно они постоянно говорят о европейских ценностях, об общности, солидарности. Третьей же частью современной Европы являются неприсоединившиеся к ЕС страны.
В документах ЕС все гладко и красиво расписано; там в первую очередь хотят создать впечатление, что всё в Европе представляет Брюссель и Страсбург с их чиновниками и депутатами, а также Франкфурт, где находится Европейский центральный банк.
Европейские ценности — это очень спорный вопрос. Что это такое? Чьи они, какой части Европы? Откуда они взялись? Мультикультурализм, глобализм… Я считаю, что это псевдоевропейские придуманные ценности.
— Либо евросоюзные.
— Да, именно евросоюзные. Истинно европейские ценности — это, вообще-то говоря, христианские ценности, которые сейчас сохранила только восточная часть Европы и Россия.
— Вы православный, поэтому говорите, что православие представляет истинные ценности. А католики скажут, что истина у них…
— Как социолог отвечу: на первое место всегда, особенно в современном мире, надо ставить самого себя, свой этнос, свою народность, свою религию, а не какую-то далекую Америку. Что было с нами в 1988–1991 годы? Мы считали, что у нас все плохо, а вот в Америке — демократия, прекрасные ценности и такой высокий уровень жизни!
— А какая колбаса в Германии!
— Да, какая колбаса в Германии! Вот и попались — купились на колбасу. И разрушили свою систему, идеологию, мировоззрение, экономику… Слава богу, что не до конца. На самом деле не так все прекрасно на этом хваленом Западе.
— С ценностями у всех одинаково: люди хотят любить, растить детей, заботиться о родителях, иметь интересную работу и стабильный заработок. И, конечно же, когда возникают проблемы, очень удобно кого-то обвинить, сказать, что во всем виновата Россия. Мол, если бы не Россия, все было бы тогда хорошо.
— В мире всегда шло соревнование, всегда надо было найти потенциального неприятеля. В свое время некоторые западные ученые отделили Россию от основной Европы только из-за различия в ценностях, хотя географически Россия не просто Европа, а самая большая ее часть. После этого появилась концепция, что Россия — это что-то среднее.
Однако проблема вовсе не в мифических новых ценностях. Идет постоянная борьба, но не идеологическая, а политическая, геополитическая и экономическая борьба, борьба за природные ресурсы. Сейчас она особенно сильная, потому что в Западной Европе ресурсов уже практически не осталось.
— Недавно президент Владимир Путин говорил об этом в интервью с режиссером Оливером Стоуном. О том, что в течение многих лет Запад тратит огромные силы и средства на то, чтобы сменить в России строй, лидера и власть. А что это, как не попытки подчинить?
— Да, это именно попытки подчинить.
— В американском бюджете вроде как даже есть отдельная статья расходов "на развитие демократии в России".
— В свое время было потрачено пять миллиардов долларов на раскачивание Украины, на разрушение экономических связей и конфронтацию. Эта была атака на Россию, на руководство страны, на Владимира Путина.
Коллективный Запад скоро придет к протрезвлению и пониманию бесперспективности всего этого. Они очень много теряют от этой борьбы. Надо сотрудничать, от этого никуда не деться. Но они постоянно придумывают себе дополнительных неприятелей.
— В последнее время нас часто обвиняют в имперской позиции.
— А имперскость у всех присутствует. И у американского народа, и у английского.
— Говорят же: "Великая Польша", "Великая Албания"... Почти каждая нация претендует на какую-то великость.
— На мой взгляд, нации делятся на две большие группы. Одни считают себя скромными и спокойными, а другие — доцентура, профессура, политики — говорят о величии своего народа. Однако на международных исторических конференциях многие ученые говорят, что признают существование понятия Великая Россия.