Все, что связано с уборкой и утилизацией мусора приводит к тому, что отходы из Москвы в огромных количествах вывозятся и скапливаются в области.
Люди буквально задыхаются от ядовитых испарений многочисленных полигонов. Совсем недавно жители Одинцовского района с огромным трудом отбились от перевода земель сельскохозяйственного назначения, которые граничат с заповедной территорией, в промышленные. Но полигонов катастрофически не хватает. К тому же реновация грядет.
Так что же делать? Куда дальше девать отходы нашей неразумной цивилизации? Об этом "Правде.Ру" рассказали президент АНО "Устойчивое развитие" Наталья Розина и активист "Народного фронта", руководитель Центра обеспечения экологического контроля, зампред Общественного совета при Росприроднадзоре Елена Гришина.
— Отходов человеческой жизнедеятельности на нашей планете становится все больше и больше. Космическим кораблям на околоземной орбите уже не протолкнуться от космического мусора. А из Москвы отходы в огромных количествах вывозятся и потом скапливаются в области. Возможно ли от них избавиться? Существует только два основных способа утилизации мусора — сжигание и закапывание. Почему не развивается самый экологичный и полезный вариант — переработка?
Елена Гришина: Мусор перерабатывается уже не первый год, правда, не в таких масштабах, как другие два варианта. Отрасль рационального обращения с отходами пока только формируется.
К сожалению, в Московской области на сегодняшний день акценты сделаны не совсем корректно, они направлены именно на полигонное захоронение и сжигание. Но мы прекрасно помним времена, когда макулатура сдавалась на вторичную переработку; металл, к слову, до сих пор сдается.
Сейчас мы снова к этому возвращаемся. Полученные от сдачи металлолома доходы уже освободили от НДФЛ, надеюсь, что аналогичный закон о макулатуре также будет принят. После этого мы сможем создать пункты по приему макулатуры, и тогда она не будет попадать на полигоны.
— Сознательные граждане будут сдавать макулатуру. Но куда она будет деваться дальше? Сейчас есть производства по переработке макулатуры и других отходов?
Наталья Розина: Я бы не сказала, что у нас структура переработки находится в каком-то зачаточном состоянии. В России работают около тысячи различных предприятий по переработке тех или иных фракций вторичного сырья. Это не только металл и макулатура, но еще и пластик, покрышки. В России имеется даже завод по переработке батарей, которому не в каждой европейской стране можно найти аналог.
Но мне бы хотелось еще раз вернуться к моменту о возможностях обращения с отходами. К сожалению, сейчас нет компетентных людей на уровне страны и города, которые могли бы погрузиться в проблему переработки и выстроить стройную систему.
С мусором мы сейчас обращаемся примерно так же, как в средневековой Европе, когда отходы выливались за окно, а что с ними дальше будет — это нас уже не волнует. Нужна сложная и многоступенчатая система обращения с отходами, но немногим хочется в нее вообще вникать.
Проще куда-то вывести, закопать или сжечь, не думая о том, какие последствия это будет иметь для экологии, для людей, для экономики. Поэтому жителям пытаются внушить, что свалки — это плохо, а мусоросжигание — хорошо, не давая третьей альтернативы — переработки. Конечно, это сложнее, но гораздо правильней.
И нельзя подменять понятия, называя сжигание утилизацией или переработкой. Реально перерабатывая ценное вторичное сырье, мы можем получать прибыль еще несколько раз. А пока его перерабатывают в дым — это не переработка, не утилизация и даже не обезвреживание. Эту проблему надо вывести на новый уровень и работать, не пытаясь лоббировать интересы только сжигателей или закапывателей.
— Как обстоят дела с внедрением раздельного сбора мусора в Московской области? Жители к этому готовы?
ЕГ: Да, вполне готовы.
— Понятно, что реновация в Москве напрямую коснется Подмосковья. Но когда обсуждали вопросы реновации, про мусор просто забыли…
НР: Или сделали вид, что его не существует.
ЕГ: Мы поднимали тему строительного мусора в ноябре-декабре 2016 года, а когда началась история с реновацией, первый вопрос, который возник, куда девать строительный мусор. Конечно, нужно все обсудить, создать схему переработки мусора и включить ее в программу реновации.
Грунт отлично подходит для присыпки полигонов. Мы сейчас всех полигонщиков прямо-таки заставляем делать правильную присыпку. Строительный мусор пятого класса опасности практически не причиняет вреда. Его можно использовать для рекультивации нагульных прудов, которые раньше как язвы распространялись по всей Московской области. Но тут опять же нужна тщательно проработанная и комплексная программа.
А для этого надо в первую очередь определить, что за мусор будет, где, какие объемы. Потом нужно по логистике смотреть. Ведь везти его в соседнюю область слишком дорого и невыгодно.
— Я думаю, что жители соседних регионов вряд ли обрадуются перспективе получить столичный мусор.
НР: Конечно. Многие жители Подмосковья уже давно от этого страдают. Реновация приведет к тому, что мы вообще все засыплем мусором и грунтом. Москве придется построить еще мусоросжигательные заводы. В столице по контракту работают пять компаний, они обязаны иметь собственные пункты сортировки.
Некоторые из них заявляют, что они уже все построили. Так покажите это правительству, общественности, организуйте жителям регулярные экскурсии. Я понимаю, что этого нет в контрактах, но если вы хотите и дальше работать, то это будет для вашей же пользы. Потому что иначе через какое-то время жители просто встанем живой цепью и скажут: "Мы не позволим вам здесь работать".
Беседовал Дмитрий Чариков
К публикации подготовил Юрий Кондратьев