Лазурный берег Франции заявил о своих правах на самоопределение. Вслед за многими соседями-сепаратистами — герцогством Бретань, регионом Савойя, островом Корсика — Ницца заявила, что обладает отдельным языком, собственной историей, а Франция незаконно оккупирует эти земли по договору, срок действия которого давно истек.
Группа местных активистов уже начала отработку вопроса. Поднята из архива хартия свобод графства Ницца от 1919 года. Она подверглась глубокой переработке, и сейчас текст проходит согласование в среде сторонников независимости. Одновременно началась переписка с международными инстанциями. Теперь для отделения от Франции жители Ниццы намерены возродить местный парламент и предпринять другие серьезные шаги.
Они уже добились объединения под своими знаменами производителей регионального агропрома. Их цель — создание объединения независимых государств Альпийская арка и конфедерированная Европа, но никак не унитарное французское государство милитаризированного образца во главе с Эммануэлем Макроном. Об этом "Правде.Ру" рассказала глава движения за независимость региона Ницца Лаэтиция Баррьера.
— Вы выступаете за суверенность графства Ницца?
— Да. После некоторых исторических исследований и консультаций у юристов мы пришли к выводу, что Ницца имеет полное право на независимость. Основано политическое движение. Я считаю, что мы — ниццианцы — должны говорить на собственном ниццианском наречии.
Соглашение о полном вхождении Ниццы в состав Франции было заключено только в 1947 году. Но позже оно не было ни продлено, ни перезаключено. Ницца находится в абсолютно независимом положении от Франции с юридической точки зрения и по всем нормам международного права. Надо соблюдать законы.
Мы выступаем за создание отдельного юридического лица, готовы платить свои собственные налоги. Нам требуется признание. Собрана группа активистов из граждан графства Ницца, которая хочет утвердить новую хартию, вдохновленную хартией свобод Ниццы от 1919 года.
Ее текст подвергся глубокой стилистической переработке и сейчас обсуждается сторонниками независимости. Это только начало, мы и дальше будем двигаться к справедливому делению и восстановлению границ. Предстоит сделать еще очень много.
— Вы хотите снова говорить на ниссарде — диалекте окситанского языка?
— Мы называем его ниццианском языком. Мне сложно говорить о лингвистике, потому что мое поколение бросили под лингвистический нож, нам всем в свое время запретили говорить на этом языке. Но теперь у нас есть великая миссия — возродить его, вернуться к истокам. Язык — это всегда базовая характеристика и национальное достояние любой географической точки.
Наш язык особенный. Он не окситанский, не провансальский, а именно ниццианский. Всего у нас четыре языка: ниццианский, пьемонтский, провансальский и французский. Наша земля — это кипящий котел этносов, мы выступаем только за союз народов.
— Савойя, расположенная на границе Швейцарии и Италии, также выступает за независимость. Местное движение документально доказывает, что и Савойя была аннексирована французским государством в конце XIX столетия. Можно ли как-то сравнить положение Савойи с положением Ниццы?
— Ницца и Савойя были поглощены Францией в одно и то же время, но у Савойи все-таки другая история, мы абсолютно разные территориальные единицы.
В соглашении между Францией и Ниццей был отдельный пункт, касающийся того, что если какой-нибудь из параграфов договора не будет соблюден, то и весь договор окажется недействительным. Именно из-за того, что один из пунктов соглашения не был выполнен, Ницца оказалась юридически свободна от Франции. У Савойи такого параграфа в соглашении с Францией не было.
— В тексте хартии речь идет об Альпийской арке — союзе альпийских земель. Что это такое и как далеко простирается?
— Возможно, если Альпийская арка будет союзом маленьких государств, то мы устроим конфедерацию свободных народов, чтобы все могли жить вместе, движимые единой историей этого региона. Наш регион — это некая общность экономических интересов всех земель вокруг Ниццы, которые в свое время входили в альянс средиземноморского побережья.
Территория от Ниццы до Турина — это изогнутая линия побережья, похожая на арку. Политически и экономически мы все близки между собой и хотим входить в эту конфедерацию, а не во Францию. Французская республика не имеет на нашу территорию никаких прав.