Как в Москве осуществляется борьба с преступностью, в том числе на фоне террористической угрозы? Какие новшества появились в работе столичной полиции? На эти вопросы Pravda.Ru ответил заместитель начальника управления внутренних дел по Северному административному округу ГУ МВД по городу Москве, полковник внутренней службы Владимир Сухоставец.
— Владимир Иванович, насколько я знаю, вы перешли из подмосковных органов внутренних дел, из Подольска, в Москву. По вашим впечатлениям, чем отличается служба в области от службы в Москве?
— В Москве немного, может быть, лучше идет оснащение. Безусловно, служба в Москве наиболее почетна, но значительно выше и ответственность за порученное дело. Именно здесь проходит наибольшее количество общественных и политических мероприятий.
За девять месяцев только на территории нашего округа их проведено более тысячи. Трудно переоценить возложенную на нас ответственность за безопасность подготовки и проведения беспрецедентных по масштабам мероприятий, связанных с чествованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Учитывая сохраняющуюся террористическую угрозу во всем мире, была проведена большая работа, задействованы все сотрудники окружных подразделений полиции. В результате принимаемых мер, массовых нарушений общественного порядка, открытых проявлений экстремизма и терроризма не допущено.
— А в целом, ужесточились ли в последнее время контртеррористические меры в связи с последними событиями и опасениями москвичей, что ИГИЛ нам отомстит за спецоперацию в Сирии?
— Мы в этом режиме живем давно — наверное, с середины 90-х годов, когда начиналась первая Чеченская война, вторая, контртеррористические операции на Кавказе. Конечно, всегда эта опасность была. Сейчас она, может быть, немного больше, но эта опасность во всем мире.
И мы, в принципе, к этому уже готовы, для нас это как повседневный ритм. Конечно, проводим мы сейчас дополнительные мероприятия, связанные с выявлением различных элементов. В частности, сейчас на территории города Москвы проводится операция "Мигрант-2015", мы ее стараемся освещать в средствах массовой информации для того, чтобы, в первую очередь, если у граждан есть какая-то информация, они нам ее давали.
Информация связана, в первую очередь, с пресечением нелегальной миграции, нелегальных рынков, нелегального проживания граждан. Но это все связано, в том числе, с антитеррором. Потому что есть, конечно, риск, что, особенно через республики Средней Азии, могут к нам пребывать какие-то граждане, которые косвенно или прямо связаны с ИГ.
— Когда вы перешли в Москву, вы как-то ощутили наступление высоких технологий на вашу профессию? В этом плане что-то происходит? Насколько я знаю, сейчас некоторые службы начинают работать в режиме "одного окна".
— Мы постоянно стремимся к тому, чтобы облегчить как-то жизнь граждан, чтобы они меньше стояли в очередях. Это, в принципе, государственная программа — обеспечение госуслугами граждан. С этой целью у нас в Cеверном округе открылся, пока еще экспериментальный, центр отдела лицензионной работы, где у нас, как вы правильно говорите, сделана система "одного окна".
Также мы в Северном округе внедрили электронную книгу учета сообщений о происшествиях. Это позволяет значительно расширить информационное поле, доступное в онлайн-режиме, обеспечивает безусловность приема и регистрации заявлений от граждан. У нас имеется система "Безопасный город", то есть на территории Северного округа размешено больше 14 тысяч видеокамер, что позволяет нам раскрывать преступления с помощью видеонаблюдения. Это очень серьезное подспорье.
Также у нас каждый автомобиль оборудован системой ГЛОНАСС, то есть мы можем отслеживать, где у нас находится какой экипаж, и дежурный может своевременно принимать решения, какой наряд ближе, чтобы отправить. Вот эта система позволила нам, в принципе, несмотря на то, что уже в МВД прошло два серьезных сокращения, как-то сбить преступность на улице, особенно видовых преступлений.
Потому что не секрет, что сейчас экономический кризис, а когда кризис, как правило, идет всплеск преступности, особенно имущественных преступлений. Тем не менее нам удалось сократить количество таких общественно-опасных преступлений, как причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, разбои, грабежи, кражи автотранспорта, угоны, вымогательство.
В целом же, сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной направленности и их доля в общем массиве преступности. При этом увеличилось и количество раскрытых сотрудниками подразделений УВД преступлений, по данному показателю среди УВД по округам Москвы мы занимаем 4-е место.
Однако имеет место и некоторое увеличение числа зарегистрированных преступлений, рост составил 4,0 процентов. Особенно это связано с квартирными кражами, с мошенничеством. К сожалению, за 2015 год мы не смогли достичь сокращения числа квартирных краж (совершено на четыре кражи больше). Но здесь я хочу обратиться к нашим жителям: уходя из дома, да и находясь дома, проверяйте, закрыты ли окна и двери!
Постоянно растущее количество автомашин в собственности населения, да и приезжих, провоцирует преступников на совершение краж автотранспорта. Роста этого вида преступлений мы не допустили, однако в работе по их раскрытию существуют проблемы, которые связаны, в том числе, и с объективными причинами: отсутствие свидетелей, улик на месте преступления, позднее обращение в полицию, не позволяющее по "горячим следам" отследить маршрут движения похищенного автомобиля.
Выросло за последнее время количество изнасилований, мы сейчас работаем над этой проблемой, принимаем меры.
— Могли бы вы вкратце охарактеризовать особенность Северного административного округа? Что для вас самое наболевшее, как для заместителя начальника?
— Северный административный округ называют "северными воротами" столицы, через которые в Москву поступает более 40 процентов промышленных и продовольственных товаров. Этому способствуют крупные автотранспортные магистрали, как, например, Ленинградское шоссе, связывающее Москву с Санкт-Петербургом, так и Северный речной порт, железнодорожные магистрали.
Особенности районов отражается на работе территориальных отделов внутренних дел. Отделы отличаются по количеству личного состава, и, к сожалению, по условиям работы, так как некоторые здания имеют внушительный возраст. Но все эти проблемы не могут и не должны отразиться на обеспечении безопасности жителей.
— Я так понимаю, что проблема распространения наркотиков — это общая проблема для всей Москвы. Как с этим видом преступности борются в Северном округе?
— Это проблема, наверное, всего государства сейчас. Мы стараемся этому вопросу уделять большое внимание, у нас сейчас идет рост выявляемости. На территории округа выявлено более тысячи таких преступлений, в том числе, почти 700 преступлений, связанных со сбытом наркотиков.
Говорить о том, что мы победили наркоманию, до этого нам еще далеко. Поэтому наша основная задача сейчас — выявлять, и выявлять мы стали больше, привлекать к уголовной ответственности стали больше. Но я вам скажу, это очень и очень сложно стало делать в связи с информационными технологиями. Сейчас напрямую наркотики друг другу никто не передает — как правило, делают какие-то закладки, потом приходит сообщение на телефон, где эта закладка, после того, когда наркоман переведет деньги на электронный кошелек или карточку.
А эти телефоны все одноразовые, однодневки. Получаемые прибыли позволяют на этом не экономить. Благодаря активной работе сотрудников органов внутренних дел привычных наркопритонов становится все меньше, но масштабы охвата нашей молодежи этой заразой не снижаются.
В округе также проводится активная профилактическая работа, сотрудниками подразделений УВД пресечено более 44 тысяч административных правонарушений. Проведены два этапа общегородской оперативно-профилактической операции "Притон". Реализация профилактических мероприятий в какой-то мере способствовала снижению числа совершенных преступлений, связанных с наркотиками. Количество жителей округа, погибших в этом году от передозировки, сократилось на 30,0 процентов.
— Когда происходили сокращения в рядах московской полиции, вам сверху спускали некую разнорядку — кого сокращать, кого не сокращать? Или это решают все-таки на местах главки?
— Принцип начальника главного управления МВД России по городу Москве генерала Якунина был, в первую очередь, не тронуть тех людей, которые занимаются раскрытием преступлений, не трогать тех людей, которые занимаются охраной общественного порядка и ни в коем случае не тронуть отделы МВД России по районам. То есть было сделано все, чтобы на данном этапе оставить районное звено в той численности, в которой оно есть.
В первую очередь оставили, конечно, патрульно-постовую службу, ни в коем случае их не трогали, это участковых, оперов. В большей степени это коснулось на данном этапе вневедомственной охраны.
— Давайте поговорим о сотрудниках Северного административного округа, о ваших патрульно-постовых службах и участковых. Какие у них есть прорывы или недостатки?
— В Северном округе патрульно-постовая служба на данный момент занимает второе место в городе среди округов, служба участковых по нагрузке своей занимает первое место, а батальон ДПС, который у нас в Северном округе, считается лучшим батальоном ДПС в городе.
Критериев очень много. В первую очередь, нагрузка, которую они выполняют, раскрытие преступлений на одного сотрудника, привлечений к административной и уголовной ответственности.
— Какие прорывы вы можете отметить в работе сотрудников уголовного розыска Северного округа?
— Все, что связано с уголовными розыском, - это печальные случаи. Но основная задача уголовного розыска — это найти преступника. В этом году сотрудниками уголовного розыска установлено почти 1 300 граждан, подозреваемых в совершении преступлений.
Работа уголовного розыска, как сказано в известной песне "на первый взгляд, как будто, не видна". Но представьте себе, сколько сил, знаний и профессионализма было приложено, когда в округе произошло беспрецедентное преступление — было обнаружено тело убитой двухлетней девочки.
Мы подняли все силы, отработали сотни неблагополучных семей, опросили тысячи возможных свидетелей. В результате была установлена личность погибшего ребенка, установлен и полностью изобличен собранными доказательствами преступник, который признал свою вину.
Также по теме:
МВД уже не зацикливается на статистике
Пропавшие дети: Реальные истории
Караул, грабят! Можно ли уберечься?
Мошенники боятся скептиков и циников
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовала