Возможно мир стоит перед новым сенсационным археологическим открытием. На итальянском озере Неми готовятся поднять останки древнеримского судна, на котором император Калигула предавался безудержным оргиям.
Напрасно искать в античных письменных источниках хотя бы кратчайшее упоминание о двух увеселительных кораблях, построенных по приказу римского императора Калигулы. В раннем детстве отпрыск династии Юлиев-Клавдиев Гай Юлий Цезарь Август Германик вместе с родителями жил в Германии и в военном лагере носил маленькие солдатские сапожки, где и получил от легионеров ласковое прозвище "сапожок" — Caligula. Калигулу провозгласили императором в обход завещания его предшественника и двоюродного деда старика Тиберия не без помощи интригана, префекта преторианской гвардии Макрона (не путать с новоизбранным президентом Франции).
Оказавшись на престоле в неполные 25 лет, Калигула успел пережить немало тяжелых испытаний, отрицательно сказавшихся на формировании личности этого властителя Рима. В результате империя получила человека, о котором его биограф Светоний писал, что "не было на свете лучшего раба и худшего государя". Филон Александрийский отмечал, какое роковое влияние на психику Калигулы оказал тяжелый недуг, когда "здоровая умеренность, которой он был до того привержен, сменилась излишеством". Калигулу обвиняли во всех смертных грехах. Ему приписывали кровосмесительную связь с каждой из трех его сестер и желание сделать сенатором своего любимого коня Инцитата.
В 27 километров к югу от Рима, на берегах благолепного озера вулканического происхождения Неми, некогда стояла роскошная вилла Калигулы. Будто бы по волнам этого небольшого озера плавали два или три огромных судна, сделанных в честь богини Дианы, на которых сластолюбивый римский император предавался сексуальным утехам. Благодаря археологическим раскопкам, на свет божий появились и капище языческой богини Дианы Неморенсис, и останки величественных кораблей.
Поскольку их не удалось поднять на поверхность, по просьбе итальянского гуманиста эпохи Возрождения Леона Баттиста Альберти к изучению лежащих на дне остовов судов в 1446 году приступил военный инженер Франческо де Марчи, который спустился на дно озера, используя водолазный колокол. Одно судно было 73 метра длиной и 24 метра шириной, другое имело размеры 71 метр на 20 метров. Оба судна были лишены киля, при этом второй корабль имел одинаковые носовую и кормовую части, чтобы можно было плыть в обоих направлениях, не разворачиваясь. Правда, окончательно это выяснилось лишь в конце 1920-х годов, когда при Бенито Муссолини предприняли частичное осушение озера Неми.
Одно судно управлялось четырьмя рулевыми веслами, другое — двумя. Меньшее судно передвигалось за большим кораблем на буксире или за лодками с гребцами. На кораблях были установлены мраморные колонны, стены украшены барельефами, а пол выстелен мозаичными плитами, даже имелся водопровод. Среди обломков была найдена свинцовая туба с надписью о принадлежности судов Гаю Цезарю Августу Германику. Историки в унисон решили, что это плавучие корабли Калигулы, на которых он предавался оргиям.
Поскольку никаких письменных свидетельств до нас не дошло, можно лишь предполагать, когда и с какой целью эти суда оказались под водой. Оба обнаруженных на рубеже 1930 года судна были отреставрированы и помещены в Национальный римский музей. В ночь с 31 мая на 1 июня 1944 года в музее неожиданно возник сильный пожар, почти полностью уничтоживший не просто уникальные экспонаты древнеримской эпохи, но и сам музей.
По горячим следам предпринятое расследование не смогло установить истину. В предумышленном поджоге обвиняли то солдат вермахта, то нечаянно забывших затушить огонь беженцев, а также обстреливавших столицу Италии американских вояк. Теперь вся надежда заключается в том, что на дне озера еще покоится третий — 122-метровый корабль. Именно его собираются сейчас отыскать.
В поисках задействованы специалисты из агентства по охране окружающей среды Калабрии, водолазы карабинеров Рима, портовые власти Фьюмичино и Рима, а также специалисты Итальянского национального института по охране окружающей среды. Пока у специалистов остается толика сомнения в том, что существует третий затопленный корабль, зато почти никто не сомневается в том, что найденное судно принадлежало императору Калигуле.
Интрига будет сохраняться до тех пор, пока на поверхность не поднимут останки античного судна. Судя по сообщениям СМИ, при помощи сканеров гидролокатора обнаружили некие аномалии, якобы свидетельствующие, что на дне водоема покоится нечто, напоминающее корабль или его фрагменты. В течение двух недель на дно озера спустятся водолазы для более детального изучения неизвестного объекта.
Ученые не окажутся в дураках, даже если не найдут под слоем ила останки корабля Калигулы. В этом месте. вполне возможно, покоятся руины уже упоминавшегося языческого храма богини Дианы. О нем еще писал Джеймс Джордж Фрезер в книге "Золотая ветвь": "Знатокам древности знаком кровавый ритуал, который предание связывает с Дианой Таврической. Оно гласит: каждый чужестранец, который высаживается на берег, приносится в жертву на ее алтаре. Впрочем, будучи перенесен на италийскую почву, этот ритуал вылился в более мягкую форму. В немийском святилище произрастало некое дерево, и с него не могла быть сорвана ни единая ветвь. Лишь беглому рабу, если ему это удастся, позволялось сломать одну из ветвей. В случае удачи ему предоставлялось право сразиться в единоборстве со жрецом и при условии победы занять его место и унаследовать титул Царя Леса (Rex Nemorensis).
По общему мнению древних, этой роковой веткой была та самая золотая ветвь, которую Эней по наущению Сибиллы сорвал перед тем, как предпринять опасное путешествие в страну мертвых. Бегство раба символизировало, по преданию, бегство Ореста, а его поединок со жрецом был отголоском человеческих жертвоприношений, когда-то приносившихся Диане Таврической. Закон наследования по праву меча соблюдался вплоть до имперских времен. Среди прочих выходок Калигулы была такая: решив, что жрец Неми остается на своем посту слишком долго, он нанял для его убийства дюжего головореза. Кроме того, греческий путешественник, посетивший Италию в эпоху Антонинов (I-II вв.), писал, что наследование титула жреца по-прежнему добывается победой в поединке".
Итак, господа, делаем ставки! На корабли Калигулы или на храм Дианы.