Рамсес Великий восстал из песка и грязи и оказался… Псамметихом I. Пусть вышла ошибочка, но сенсация все-таки состоялась.
Напомним, нашу недавнюю заметку под названием "Рамсес Великий восстал в виде статуи". Вкратце, речь шла о том, что в первых числах марта в пригороде столицы Египта были извлечены обломки восьмиметровой статуи, которую, по косвенным указаниям, посчитали изображением фараона Рамсеса II. Торс, нижнюю часть головы, корону, правое ухо и фрагмент правого глаза, общим весом в 51 тонну, обнаружили специалисты германо-египетской археологической экспедиции, на протяжении многих лет ведущей раскопки на территории древнего Гелиополя.
Древнеегипетский город Иуну греки называли Гелиополем. В этом "Городе Солнца" поклонялись таким божествам, как Атум, Ра, Атон. Рамсес II возвел в Гелиополе несколько храмов. В 2006 году под базарной площадью археологи раскопали один из крупнейших храмов, где находились несколько колоссальных статуй Рамсеса Великого. Фрагменты, найденные в марте 2017 года, лежали возле входа в храм, посвященный Рамсесу II. Гигантские размеры найденных обломков, казалось бы, свидетельствовали о принадлежности найденной 7 марта 2017 года статуи из кварцита эпохе Рамсеса. Кроме того, тут же была найдена статуя фараона Сети II, приходившегося Рамсесу внуком.
"На обратной стороне статуи мы обнаружили четыре иероглифа, которые означают Nebaa, "Властелин руки" (Herr des Armes), — высшее проявление деятельной энергии и имя, которое использовалось исключительно для Псамметиха I", — цитирует слова руководителя раскопок из Лейпцигского университета Дитриха Рауэ (Dietrich Raue) ряд немецких изданий.
Неба — это одно из пяти имен царского титула Псамметиха. По другим вариантам произношения, Псамметикус, Псамметихус, или Псамтик, правил Египтом с 664-го по 610 год до нашей эры. Его тронное имя Уахибра переводят как "вечен (или постоянен) в сердце Ра". Наряду с этим статуя, обозначенная как "колосс из Гелиополя", может статься, на примерно 600 лет моложе, чем изначально показалась египтологам. Разница между периодами правления Рамсеса II и Псамметиха I составляет приблизительно 600 лет. Если отсчитать такое количество лет от наших дней, то мы окажемся во времена Столетней войны и подвигов Жанны д'Арк.
Министр по делам древностей и культурного наследия Египта Халед Эль-Анани (Khaled El-Аnany) заявил журналистам: "Мы не собираемся быть категоричными, но есть большая вероятность того, что это Псамметих I". Как отметил Халед Эль-Анани, Псамметих I мог повторно использовать более древнюю статую, принадлежавшую Рамсесу II. Такое в истории Древнего Египта случалось. Несмотря на малую толику уверенности в таком повороте дела, глава египетских древностей попросил всех набраться терпения и подождать результатов исследований.
Для того чтобы выяснить, отчего статуя раскололась на куски, и ответить на другие вопросы, колосс поместили в реставрационный отдел Египетского музея, где сразу же приступили к консервации статуи, долгие столетия пролежавшей во влаге и грязи. Подобный процесс может продолжаться около трех месяцев. Принято решение: после реставрации "Гелиопольский колосс" будет экспонироваться в коллекции Большого Египетского музея рядом с пирамидами Гизы. Кстати, открытие этого нового музея запланировано на следующий 2018 год.
Вопреки невольным ошибкам, ученые-египтологи не выглядят разочарованными. У них действительно есть повод для радости. Во-первых, речь идет о самой большой каменной скульптуре фараона Псамметиха I из до сих пор найденных. Во-вторых, это вообще единственное крупное из известных изображений этого фараона.
Подобно долгожителю на троне Рамсесу, который правил больше 60 лет, Псамметих I более полувека держал в своих руках бразды правления Египтом. Имя Псамметиха встречается во второй книге "Истории" Геродота. Основатель XXVI династии, которая также известна как Саисская династия, ликвидировал раздробленность страны и восстановил независимость Египта от Ассирии.
В энциклопедии Древнего Египта говорится: "Экономическое и военное процветание в Египте всегда было тесно связано с консерватизмом в вопросах религии и художественной деятельности. В искусстве и идеологии Псамметих I и его преемники из XXVI династии будут всячески подчеркивать свою связь с традициями великих эпох прошлого Египта. В связи с этим их правление часто принято называть "Саисским Возрождением" или "Саисским Ренессансом". В искусстве и архитектуре в этот период очень удачно копируется стиль Древнего и Среднего царств (настолько хорошо, что порой бывает трудно определить эпоху, к которой принадлежит тот или иной памятник)".