О беспилотниках, ДТП и пробках в небе

Отрасль конструирования, производства и применения дронов растет очень быстро. Они находят себе применение не только в военной отрасли, но и в инспекции с воздуха за строительством зданий, пожарной безопасностью и безопасностью вообще, навигации и доставке грузов и многом другом. Вот лишь некоторые новинки.

Минивертолеты

Согласно официальному пресс-релизу, китайская компания Ziyan UAV создала три работающие модели среднегрузовых вертолетов-дронов, с классической компоновной — один несущий винт. Глава китайской компании, сославшись на ограничения, которые есть у стандартных на данный момент дронов, заявил, что их модели — ZYG 800, ZY-50 и ZY-280 представляют собой лучший выбор.

Действительно, если вспомнить аэродинамику, квадрокоптер подностью проигрывает вертолету классической схемы. Крепеж для винтов служит крылом, которое увеличивает аэродинамическое сопротивление. Увеличение массы полезной нагрузки требует более серьезного увеличения мощности несущих винтов по сравнению с одновинтовым вариантом. Такова плата за легкость разработки и настройки квадрокоптеров — практически все их конструкции являются open source. Особых требований к знаниям аэродинамики и теории винта от любителей не требуется — модель квадрокоптеров простая, легко настраиваемая и по сути не далеко ушла от любительской. Даже когда их пытаются применять в коммерческих приложениях, ограничения исходной модели присутствуют слишком явно.

Стоит заметить, что квадрокоптер удивительно похож на первый взлетевший вертолет экс-российского, а на тот момент уже американского инженера-конструктора Ботезата. И так же, как многоосная конструкция Ботезата уступила место другим, более совершенным конструкциям, так и нынешние конструкции дронов должны будут в будущем уступить своим более экономичным и эффективным аналогам.

Дрон от китайской компании делает на это серьезную заявку. Скорость основной модели ZYG 800 будет колебаться в пределах 130-160 километров в час. Это существенно лучше, чем у большинства существующих дронов. При весе в пять килограммов самого вертолета этой модели, взлетный вес может составить до 40 килограмм. У квадрокоптера, при сопоставимом взлетном весе, вес не превышал бы 10 килограмм. Дальность полета увеличена в два раза по сравнению с большинством современных квадрокоптеров — до 30 километров (обычно около 15).

Фото: AP

Хищники и мстители

На очередной военной выставке в США был продемонстрирован двухвинтовой вертолет-дрон производства Drone Aviation Holding Corp. Высота полета — до 280 метров, длительность полета — до 10 часов, мощность движка — до 1 кВт. Очень приличные характеристики, если сравнивать с большинством дронов, имеющихся на рынке на данный момент. Кроме того, он оборудован HD-камерой, устройством радиосвязи (куда же без него), а его возможный "багаж" имеет вес до 6,8 килограмма.

General Atomics Aeronautical Systems анонсировала недавно, что от государственного регулятора FAA получено разрешение на использование очередного поколения военных дронов типа "Хищник" в воздушном пространстве США.

Новая разновидность получила имя "Мститель" и построена на базе хорошо зарекомендовавшего себя в боевых действиях, включая внесудебные убийства, дрона "Хищник" (точнее, Predator B/MQ-9 Reaper).

Скорость ударного дрона достигает 460 километров в час, длительность полета — до 15 часов. Он будет нести, как и его предшественник, боевую систему JDAM (пример боеприпаса), но, естественно, улучшенного типа.

Улучшенный "Мститель" с размахом крыла до 25 метров способен увеличить длительность полета до 20 часов. Полетные испытания начнутся в сентябре 2016 года.

Компания уверяет, что это лучший выбор для разведки, нанесения удара по скрытым позициям и т. д. В это легко поверить, глядя на разрушения в Афганистане, Пакистане, Йемене, Сомали, Ираке, Сирии и в тех не упомянутых странах и континентах, где США сумело-таки вмешаться во внутренние дела.

Подразделение военной фирмы Cubic corp., занимающееся системами обнаружения и наведения на цель, обновило свой контракт с британским оборонным ведомством. Улучшенные системы будут поставляться в рамках проекта Watchkeeper.

Особое внимание будет уделено системам TCDL, обеспечивающим связь, наблюдение, видеозапись по защищенным каналам связи. (Все помнят потоковое видео нанесения очередного бомбового удара по "предполагаемым террористам"? Вот это — оно самое.)

Cubic отвечает за тестирование и стыковку всех электронных подсистем, разворачивающихся на дронах типа Watchkeeper, производства Thales (подписан контракт, стоимостью 80 миллионов фунтов).

Корпорация Honeywell анонсировала, что вместе с израильской фирмой Israel Aerospace Industries (IAI) будет работать над системой SAA ("упреждение и уклонение") для семейства БПЛА Heron, разрабатываемых IAI. На сегодняшний день у предполагаемых для работы в национальном воздушном пространстве дронов такой системы нет. Для чего это необходимо израильской фирме — понятно. Без системы, позволяющей в автоматическом режиме распознать летящую цель и уклониться от столкновения с ней, нет никакого смысла пытаться выйти на местный рынок гражданской, транспортной или военной авиации, не говоря уже про мировой.

Тестовые полеты образцов запланированы на середину 2018 года в США. Собственно, непосредственно Honeywell будет разрабатывать всю начинку, от аппаратуры до софта и алгоритмов.

Фото: AP

Саперы

ECA Group заключила контракт на 11 миллионов долларов с неизвестными покупателями на поставку трех телеуправляемых систем разминирования типа Inspector Mk2. Это первые поставки подобного оборудования, способного разминировать прибрежную акваторию в автономном или управляемом ("дрон") режиме. Судно оборудовано гидролокатором и подводной роботизированной системой, которая может работать на глубине до 100 метров. Данные работы системы передаются в режиме реального времени по защищенному радиочастотному каналу. Кроме того, судно оборудовано двумя аппаратами Seascan MK2. 

Источник фото: ecagroup.com

Проблемы "транспортной безопасности" 

Таким образом к 2025 году мы рискуем получить полномасштабно работающие системы полуавтономных дронов, эксплуатирующихся в воздушном пространстве национальных государств. Можно только примерно представить количество проблем, связанных с обеспечением безопасности полетов, которые предстоит решить.

Впрочем, за военную отрасль можно не сомневаться — есть полигоны, — их много, — на которых можно все эти проблемы "обкатать". Есть и источники пополнения средств для производства и экспериментирования. Судя по всему, для дронов гражданского назначения эта проблема тоже будет решена, пусть и чуть медленнее. Ведь это громадный рынок сам по себе.