Людьми будут управлять дистанционно

Похоже, страшилка о радиоуправляемых людях начинает сбываться. Американскому инженеру Аллену Пэну недавно удалось сконструировать специальный шлем, который позволяет управлять движениями человека с помощью дистанционного пульта от игрушечного автомобиля. Видеоролик, демонстрирующий работу изобретения, можно посмотреть на YouTube.

Схема из комиксов

Пэн использовал модель шлема, которую носил профессор Икс в комиксах фантастических вселенных Marvel, а также запчасти от радиоуправляемого детского автомобильчика: H-мост, ограничитель тока и пульт дистанционного управления…

Все это изобретатель объединил в схему, которая подает ток на электроды, прикрепленные в районе ушей и воздействующие на вестибулярные корешки преддверно-улитковых нервов (это называется гальванической вестибулярной стимуляцией). Пульт держит в руке оператор, который, управляя подачей тока, отдает команды изменить положение тела в пространстве. В результате носитель шлема движется в нужном направлении.

Прежде чем объявлять о своем изобретении, Пэн сначала испытал его на самом себе и на добровольцах. На видеозаписи испытуемые в шлеме преодолевают импровизированную трассу слалома, выложенную из пластиковых стаканчиков и ходят с повязкой на глазах по оживленной улице. Есть испытания и с открытыми глазами. При этом в большинстве случаев человек действительно движется туда, куда хочет оператор.

Это не первое изобретение Аллена Пэна по "мотивам" фантастических вселенных. Среди его творений — работающие модели молота Тора — Мьёльнира, летающего щита Капитана Америки из Marvel, а также светового меча из "Звездных войн", в котором вместо лезвия используется струя горящего топлива…

Виртуальность в реале

Ранее уже предпринимались попытки управления людьми, но в основном в условиях виртуальной реальности. Сейчас сразу несколько компаний занимаются разработкой систем, подразумевающих "выход" в виртуальное пространство с помощью специальной гарнитуры.

Датчики, которыми оснащены такие гарнитуры, дают полную иллюзию реальных действий и ощущений. Так, они позволяют не только видеть виртуальный мир, но и передвигаться в нем — бегать, прыгать, красться, ползать и так далее…

Так, японская компания Seiko Epson разработала очки, способные накладывать на реальное изображение любые виртуальные объекты. Таким образом, пользователь сможет сам моделировать компьютерные игры. И виртуальные персонажи будут действовать не на экране, а в интерьерах вашей квартиры.

Основная проблема до сих пор заключалась в том, что во время виртуальных "прогулок" движущиеся люди могут в реале натыкаться на стены и прочие препятствия, говорит специалист по вычислительной технике из университета Южной Калифорнии Эван Сума.

В виртуале нам может казаться, что мы находимся в большом помещении, тогда как на самом деле мы находимся в небольшой комнате, а визуальные подсказки "обманывают" нас, предупреждая о ложных препятствиях на нашем пути. Это называется процессом перенаправления ходьбы.

Не так давно еще одна японская фирма, NTT docomo, выпустила компьютерные очки "Юбинави", которые соединяются со смартфоном. Новинка позволяет накладывать проложенный навигатором виртуальный маршрут на реальную обстановку.

Пользователю достаточно задать цель в навигационном приложении — и он увидит перед собой четкую линию маршрута, наложенного на реальный пейзаж. Одновременно через наушники вы сможете получать подсказки, где повернуть и каково расстояние до объекта… Это позволит без особых проблем добраться до места назначения.

Сейчас уже достаточное распространение получили компьютерные нейроинтерфейсы, позволяющие пользователю, скажем, мысленно управлять картинкой на мониторе и даже действиями другого человека.

Выглядит это так: одна девушка сидит на стуле и с помощью интерфейса передает другой, танцующей, команды — какие действия совершать во время танца… В свою очередь, при выполнении этих команд меняется видеорисунок на экране…

Контроль и этика

Но как могут применяться технологии дистанционного управления на практике? Ну, прежде всего, они могут использоваться различными силовыми службами, военными, полицией… Допустим, оператор, смотрящий на экран, сможет контролировать действия агента, выполняющего спецзадание… Можно таким образом и помочь человеку добраться до нужного места в отсутствие навигатора.

А как тут с этикой? Этично ли заставлять кого-то подчиняться воле другой личности? Но ведь все действия по команде человек совершает осознанно. Так что превращение в зомби нам пока не грозит…