Звездолетам нового поколения не понадобится топливо?

 

Дальние космические путешествия на сегодняшний день затруднительны из-за множества препон, одной из которых является необходимость брать откуда-то энергию для корабля. Не исключено, что эту проблему удастся решить благодаря EmDrive — электромагнитному двигателю, идея которого предложена британской компанией Satellite Propulsion Research.

Ядерный, лазерный, ионный…

Это далеко не первая попытка ускорить путь к звездам. Еще в 50-х годах прошлого века НАСА разрабатывало проект "Орион", предусматривавший строительство гигантского космического корабля, запускавшегося посредством взрыва находящейся внизу ядерной бомбы.

По расчетам разработчиков, корабль, летящий на ядерном импульсе, должен был добраться до Марса всего за три месяца. Проект был заморожен по понятным причинам: во-первых, радиация, которая подействовала бы и на астронавтов, во-вторых, электромагнитный импульс, возникший при запуске, уничтожил бы всю технику на борту корабля…

В 1988 году аэрокосмический инженер Леик Мирабо предложил идею использования лазерного излучения для космических аппаратов. Аппарат должен был иметь коническую форму, причем лазерный луч должен был выстреливать с узкого конца конуса, где находился параболический отражатель. Это нагревало бы воздух внутри двигателя до 30 000 градусов, в результате происходил бы взрыв, создающий тягу.

Ионную технологию использовал зонд Dawn, запущенный в сентябре 1997 года для изучения карликовых планет Весты и Цереры. Работа таких двигателей основана на бомбардировке атомов ксенона электронами, что приводит к образованию ионов. Их испускают металлические сетки, расположенные в задней части двигателя и заряженные на 1000 вольт. Максимальная скорость, которую удавалось набрать зонду, составила 38 600 километров в час…

А Мартин Таджмар, возглавляющий немецкий Институт аэрокосмического инжиниринга при Техническом университете в Дрездене, изобрел собственный электромагнитный двигатель, и получил доказательства того, что тот способен генерировать тягу. Причем в несколько тысяч раз больше, чем у ракеты с фотонным двигателем. Правда, механизм генерации с физической точки зрения был не до конца ясен…

Вопреки законам физики…

Итак, каков же принцип работы EmDrive? Он основан на использовании электромагнитных микроволновых полостей для того, чтобы напрямую преобразовывать энергию в тягу. Никакое дополнительное топливо при этом не требуется.

Первоначально проект Satellite Propulsion Research, возглавляемой аэрокосмическим инженером Роджером Шойером, был принят большей частью научного сообщества в штыки, так как, по мнению большинства специалистов, он нарушал существующие законы физики, в том числе закон сохранения импульса.

Однако концепция все же не была сброшена со счетов. Организация NASA Eagleworks при Космическом центре Джонсона во главе с Гарольдом Уайтом решила исследовать возможность создания такого "нестандартного" двигателя. В 2014 году на 50-й конференции Joint Propulsion команда Уайта представила результаты испытаний, которые оказались обнадеживающими.

Эксперты дают надежду

Как полагает Уайт, порождаемые EmDrive виртуальные частицы в квантовой среде используют саму ткань пространства-времени, что делает ненужным использование обычного топлива. По крайней мере, теоретически создание тяги для корабля при таких условиях возможно.

Уайт и его коллеги имеют безупречную репутацию в научных кругах. Тем более идея подтверждена лабораторными опытами. "Наши измерения подтверждают тягу, ожидаемую из предыдущих заявлений, после тщательного изучения тепловых и электромагнитных помех, — сообщают авторы исследования. — В случае успеха, это может произвести революцию в сфере космических путешествий".

"Впервые в этом участвует кто-то с хорошо оборудованной лабораторией и с мощным бэкграундом, исключающим ошибку в эксперименте, а не инженеры, которые могут бессознательно выдавать желаемое за действительное", — пишут в СМИ.

Специалисты констатируют, что EmDrive не позволяет путешествовать быстрее скорости света. Но на основе этой разработки может быть создан действительно быстрый и дешевый космический транспорт.

Так, звездолету, работающему на EmDrive, удалось бы всего за четыре часа добраться до Луны и за 70 дней — до Марса. На полет до Плутона ушло бы менее полутора лет, а до Сатурна — около трех, включая изучение его спутников… Правда, вдохновляет?