Виртуальный маршрут станет реальным

Вероятно, скоро нам будет сложно отличить настоящую реальность от искусственной. Этому способствуют последние достижения в сфере технологий. Так, японская компания NTT docomo выпустила компьютерные очки "Юбинави", которые соединяются со смартфоном. Новинка позволяет накладывать проложенный навигатором виртуальный маршрут на реальную обстановку.

Пользователю достаточно задать цель в навигационном приложении — и он увидит перед собой четкую линию маршрута, наложенного на реальный пейзаж. Одновременно через наушники вы сможете получать подсказки, где повернуть и каково расстояние до объекта… Это позволит без особых проблем добраться до места назначения.

Еще одна японская компания, Seiko Epson, пошла дальше в создании виртуальной реальности. Она разработала очки, которые способны накладывать на реальное изображение любые виртуальные объекты. Таким образом, пользователь сможет сам моделировать компьютерные игры. И виртуальные персонажи будут действовать не на экране, а в интерьерах вашей квартиры.

У очков есть еще одна функция — они могут давать аудиоподсказки. Так, при помощи новинки можно будет готовить новые блюда, не заглядывая в рецепт. Скорее всего, видео- и звуковые инструкции в дальнейшем полностью заменят различные бумажные руководства, прогнозируют разработчики.

Уже давно ведется работа над технологиями, которые позволяют передавать не только аудиовизуальные, но и тактильные ощущения. Есть, например, виртуальные беговые дорожки и сенсорные перчатки, которые позволяют увидеть собственные руки, когда вы манипулируете виртуальной реальностью. Но вот с тем, чтобы физически чувствовать виртуальные объекты, до недавних пор была проблема…

Эту нишу попыталась заполнить компания Dextra Robotics, работающая над прототипом специальной перчатки-экзоскелета Dexmo F2. Последняя устроена таким образом, что при "прикосновении" к виртуальным объектам имитирует определенное сопротивление движениям пальцев, как если бы мы наткнулись на настоящий предмет. Для этого к каждому из пальцев крепится специальный привод, подключенный к компьютеру. Перчатка отслеживает движения пальцев и координирует с ними отображение вашей руки на мониторе…

Но это вариант прежде всего для любителей видеоигр. А способны ли подобные технологии принести более серьезную пользу? В частности, протезы нового типа помогут инвалидам, у которых ампутированы руки, ощущать структуру предметов.

В последнее время появились ручные нейропротезы, которые дают возможность совершать движения путем поступления на датчики мозговых команд. Но вот идентифицировать объекты, которых касается искусственная рука, они пока не могут.

В новой версии в живую ткань в области предплечья имплантируются электроды с контактными точками. При контакте с объектом сигналы передаются на датчики протеза, затем с помощью специального алгоритма преобразовываются в электрические импульсы разной интенсивности, которые способен "прочитать" мозг.

Пока систему для создания виртуальной реальности испытывают только в лабораторных условиях. Одним из испытателей стал Игорь Спетич, который за два с половиной года научился при помощи протеза с завязанными глазами различать на ощупь такие материалы, как вата, наждак и бумага. Вероятно, в портативном варианте новинка появится только лет через пять, когда будет полностью доработана.

Осязание может быть свойственно не только людям, но и роботам. Это доказали специалисты Массачусетского технологического института, которые разработали датчик нового типа. Дело в том, что промышленные роботы способны манипулировать объектами, чье местоположение четко зафиксировано. Но до недавних пор они не могли производить манипуляции, скажем, с объектами, свободно висящими в пространстве.

Датчик GelSight, установленный на захватное устройство робота, позволил ему схватить свободно висевший в воздухе USB-кабель и вставить его в соответствующий порт. Новинка была продемонстрирована на Международной конференции по "умным" роботам и системам, прошедшей в сентябре в Чикаго.

В отличие от других датчиков, работающих по механическому принципу, GelSight использует оптическую систему, а также алгоритмы распознавания образов, преобразовывая тактильный сигнал в визуальный. Он состоит из прозрачной синтетической резины, одна сторона которой покрыта металлизированной краской. В последней модификации датчик помещен внутрь пластмассового кубика, стенки которого пропускают излучение светодиодов, расположенных на одной из граней. Там же установлена видеокамера.

При соприкосновении с объектом резиновый слой деформируется, выравнивая светоотражающие свойства материалов. Фиксируя перепады в интенсивности света, алгоритм воссоздает трехмерную структуру складок и углублений на поверхности объекта. Даже при низком разрешении камеры такое устройство в 100 раз чувствительнее, чем человеческий палец. Так что в перспективе компьютерные технологии, вертуальная реальность позволят нам ощутить мир еще более полным и красочным, чем мы воспринимаем его сейчас…

Читайте также:

Виртуальная реальность дарит нам детство

Компьютеры спасут стариков от депрессии

Виртуальные игры готовят реальных убийц?

Для преступников создадут искусственный ад

Facebook купит производителя "шлемов виртуальной реальности"