Для "Черного рыцаря" нет бездорожья

Великий французский писатель-фантаст Жюль Верн написал два увлекательных романа — "Робур-Завоеватель" и "Властелин мира", рассказывающие о гениальном изобретателе Робуре. Чтобы доказать превосходство летательных машин над дирижаблями, он отправляется в кругосветное путешествие на гигантском геликоптере "Альбатрос". А затем удивляет весь мир — создает фантастическую машину "Грозный", для которой не существует преград ни в море, ни на земле. И вот сейчас, похоже, что его мечты стали по-настоящему воплощаться в реальность!

Так в США испытали воздушный аппарат Black Knight Transformer ("Черный Рыцарь Трансформер"), удивительным образом похожий на геликоптер "Альбатрос" и на аппарат "Грозный" одновременно, и способный не только летать в воздухе, но и ездить по суше! Это своего рода гибрид между автомобилем повышенной проходимости и многовинтовым вертолетом, причем разрабатывает его не какой-нибудь монстр современной авиаиндустрии, а сравнительно небольшая калифорнийская аэрокосмическая компания Advanced Tactics Inc, начавшая разработку своего "воздушного грузовика" еще в 2010 году. Поскольку работы идут в интересах Минобороны США, результаты его испытаний стали достоянием гласности лишь очень недавно. Тем не менее, очевидно, что машина получилась очень необычной и очень перспективной во всех отношениях, хотя в отношении дизайна над ней еще необходимо основательно поработать. Пока новый аппарат выглядит, как металлический "сарай" или же обычный автомобильный контейнер, поставленный на колеса и с набором из восьми воздушный винтов с короткими лопастями и индивидуальным приводом на каждый такой винт от своего собственного двигателя.

Читайте также: В чем главная опасность минометов

Во время испытаний, которые проводились на частной территории на юге Калифорнии, новый аппарат совершил несколько подлетов на небольшой высоте. При этом в воздухе он стабилизировался автопилотом, а мощностью двигателей оператор управлял на расстоянии. Считается, что по своим внедорожным качествам может сравниться с современными армейскими машинами — то есть обладать вполне приличной проходимостью, ну, а как вертолет — приземляться и взлетать с любой неподготовленной площадки. И если для посадки обычных вертолетов требуется пространство, достаточное для того, чтобы не повредить несущий винт большого диаметра, то в случае с применением таких аппаратов, места им потребуется значительно меньше — то есть ровно столько, сколько занимают его геометрические размеры! Ходовые испытания прошли в декабре 2013-го года. А вот испытания в воздухе, о который выше шла речь, были запланированы на начало 2014-го года, так что возможно, как раз сейчас этот "воздушный сарай" (а в шутку его называют и так!) уже где-то поднимается в небо и летает!

На сегодня это самый крупный в мире мультикоптер, то есть аппарат с несколькими винтами, которые управляются и стабилизируются не с помощью автомата перекоса, как обычные вертолеты, а изменением скорости вращения самих винтов. Отказаться от привычных автоматов перекоса, которыми вот уже более полувека оснащаются все вертолеты мира, позволила совершенная компьютерная система управления, которая позволяет, увеличивая или уменьшая тягу винтов, контролировать и передвижение, и крен аппарата. Кроме того, такая схема позволила конструкторам отказаться от хвостового винта и сложной трансмиссии, которая увеличивает массу машины.

На аппарате компания использует двигатели внутреннего сгорания, жестко связанные с роторами, подобно электрическим квадрокоптерам, которые сегодня сделались очень популярным среди любителей радиоуправляемых моделей, а также все чаще привлекаются для работы в качестве "летающих видеокамер" и полицейскими и даже… лесниками! Каждый ротор с двигателем установлен на подвижной конструкции, замену которой в случае необходимости могут произвести всего лишь двое мужчин. Рама и другие элементы конструкции нового аппарата выполнены из дешевых и легкозаменяемых в полевых условиях материалов. Большое внимание уделано и его колесному шасси, в котором все четыре колеса ведущие — то есть имеют отдельный привод от собственных двигателей, а подвеска у них такова, что позволяет ездить и по пересеченной местности и гасить сильные удары при посадке.

В своем названии "Черный рыцарь" имеет еще и слово "Трансформер", и это совсем не случайно. Так, в случае необходимости транспортировать его на большое расстояние, все восемь консолей двигателей складываются вдоль корпуса, что уменьшает геометрические размеры аппарата меньше чем до 3 м. А это уже позволяет свободно и не разбирая перевозить "летающий грузовик" на борту американского военно-транспортного самолета С-130 "Геркулес". Также в случае необходимости конфигурация машины может прямо в полевых условиях измениться усилиями всего двух людей. Например, колеса с него можно снимать, а вместо них установить надувные баллоны для проведения операций на море.

Читайте также: Российская наноброня выигрывает у конкурентов

Передвигаясь по воздуху, новый аппарат, грузовой отсек которого по своему объему сопоставим с грузовым отсеком отнюдь не маленького вертолета Blackhawk ("Черный сокол"), сможет поднять пять человек или 450 килограмм груза и преодолеть расстояние в 463 километра со скоростью 240 километров в час. По земле он сможет перевозить восемь пассажиров или 730 килограмм груза, передвигаясь со скоростью до 110 километров в час. Хотя пока все это только еще планируется в будущем.

В настоящее время компания разрабатывает автономную версию аппарата, способную поднимать отделяемые грузовые отсеки весом до 2 тонн, и одновременно активно ищет инвесторов в США и за рубежом, заинтересованных в доработке и приобретении таких вот "летающих грузовиков" как для военных, так и для гражданских нужд. В частности предполагается использовать их для экстренной эвакуации военнослужащих и оборудования с поля боя, так, чтобы по возможности забрать как можно больше людей, вне зависимости от наличия пригодных мест для посадки вертолетов.

Подчеркивается, что он должен стать недорогим и оперативным средством для транспортировки грузов, и что эту миссию он должен будет выполнять в беспилотном режиме. Причем не надо думать, что в дальнейшем он по-прежнему так и останется "летающим сараем", а не получит соответствующий эстетически и функционально совершенный внешний вид. Конечный вариант гибридного транспортного средства Black Knight Transformer будет очень сильно отличаться от того опытного образца, который сегодня можно увидеть на приведенных здесь фотоснимках. Это будет летательный аппарат, с обтекаемым фюзеляжем, способный не только совершать вертикальный взлет и посадку, но и летать в воздухе с хорошим аэродинамическим качеством, а его автомобильная подвеска и габариты аппарата позволят достаточно быстро передвигаться как по проселочным дорогам, так и по шоссе с асфальтовым покрытием. Кроме бортовых дверей, у него появится кормовая загрузочная аппарель, ну, а кабина пилота уже не будет походить на странную застекленную "пирамиду". Что же касается системы управления, то она, связанная множеством быстродействующих обратных связей с управляющим компьютером, позволит осуществлять эффективное автоматическое управление положением аппарата и направлением его полета в воздухе, а его ручное управление полетом сделает лишь ненамного более сложным процессом, чем езда на велосипеде или вождение привычного современному человеку авто.

Читайте также: Морской колобок укатится от всех

В 2012 году Advanced Tactics начала работу над аналогичным аппаратом, предназначенным для подразделений специального назначения Panther Transformer. Этот недорогой трансформер будет перевозить двух полностью вооруженных бойцов в недоступные для других воздушных или наземных транспортных средств места, который может транспортироваться в грузовом отсеке конвертоплана CV-22 Osprey, а для своего управления потребует лишь самой минимальной подготовки.

Таким образом, человечество входит в совершенно новое "транспортное измерение", когда кроме скоростных автомагистральных "болидов", популярных сегодня джипов повышенной проходимости и вертолетов, на дорогах и в воздухе появятся гибриды между всеми этими аппаратами, причем с каждым годом количество их будет расти, а сама конструкция их будет все совершеннее. Возможно, что в крупных мегаполисах они займут нишу универсальных наземно-воздушных такси, которым не будут страшны никакие пробки, а также превратятся в эффективные "кареты скорой помощи".