В годы Первой мировой войны знаменитые "марнские такси" смогли остановить наступление немцев на Париж, а во Второй мировой войне доставка грузов по воздуху сыграла огромную роль в достижении победы. Сегодня, когда бойцам требуется в разы больше всего, чем тогда, воздушная доставка приобретает особую остроту. Почему бы не поручить это дело дронам?
Примеры того, какую роль сыграла доставка военных грузов по воздуху в истории Второй мировой войны, можно отыскать немало, но, пожалуй, самый показательный из них связан с организаций снабжения по воздуху британских войск на территории Малайзии и Бирмы. Когда сюда пришли американцы, они заложили 215 взлетно-посадочных площадок, из которых 140 имели по две полосы с твердым покрытием, а 64 — по одной полосе с твердым покрытием.
И это было большим достижением, ведь грунтовые аэродромы в джунглях во время сезона дождей раскисали. "Воздушный мост" в Ленинград обеспечивал около 200 тонн грузов в сутки; летчики Геринга доставляли Паулюсу в Сталинграде около 350 тонн, а вот союзники на 1943 год запланировали объем поставок в 2000 тонн ежедневно! Причем сначала это надо было доставить на передовые аэродромы (тоже авиацией), а уже с них развести и сбросить на парашютах войскам.
Читайте также: В армию США приняли Доблесть
Кстати, перевозили не только людей, боеприпасы и оружие, но даже бульдозеры размером с письменный стол и мулов, чтобы таскать вьюки и буксировать орудия. Правда, с мулами в полете происходили замыкания проводки, так как животные не люди и терпеть не могут, но потом на пол в самолеты начали стелить побольше соломы и все стало хорошо. Вниз на парашютах летели не только мулы (со связанными ногами!), но и живые куры, овцы, козы, сено им на корм, бочки с горючим, почта в резиновых мешках и даже банки с пивом.
Сбросом занимались раздетые до трусов негры из Западной Африки, привязанные для страховки парашютными стропами и за считанные минуты опустошавшие такой самолет, как С-47. Потери укладывались в заранее рассчитанную цифру пять процентов. При этом техники было так много, что простой четырех процентов машин вообще не должен был сказываться на объеме авиаперевозок!
Столь же массированными были авиаперевозки в Европу во время операции "Оверлорд" и в ходе войны Корее, а затем уже в наше время в ходе "войны в Заливе". Однако время идет, и там, где когда-то работали люди, сегодня вполне уже могут начать работать роботы, в том числе и летающие "воздушные извозчики".
Например, агентство DARPA приняло к разработке программу АРЕС, направленную на разработку модульной системы транспортировки грузов при помощи БПЛА вертикального взлета и посадки. В рамках программы предполагается создать аппарат модульной конструкции, который бы имел несколько сменных модулей, каждый из которых был бы предназначен для определенной цели, например, разведки, наблюдения и рекогносцировки, эвакуации раненых, и, конечно же, доставки грузов на передовую. Очевидно, что "все по воздуху" намного выгоднее в экономическом и тактическом плане, нежели традиционное "все по земле".
Транспортировка грузов по воздуху помогает избежать наземных угроз и самое главное — действовать быстро и оперативно, особенно в труднодоступных районах. Военный опыт США показал, что пересеченная местность, засады и использование самодельных взрывных устройств может сделать движение наземного транспорта до линии фронта очень опасной задачей, что, кстати, говоря, подтвердил и опыт действий советских войск в Афганистане, где транспортные колонны приходилось охранять гусеничной боевой техникой. По американским расчетам, передовым частям, сражающимся в горных условиях, требуется в среднем 100000 фунтов грузов в неделю, тогда как труднопроходимые горные дороги часто самым серьезным образом ограничивают к ним доступ.
Транспортные вертолеты являются хорошим решением, но и они не могут удовлетворить спрос на их услуги, которые охватывают различные эксплуатационные потребности, включая регулярное пополнение запасов боевого снаряжения, топлива и боеприпасов, а также эвакуации раненых. Например, в годы войны в Корее их эвакуировали с поля боя двухместными вертолетами (третьим был пилот), однако сегодня место пилота вполне мог бы занять робот.
Решить разом все эти проблемы, по мнению специалистов из DARPA, может вертикально взлетающий дрон, разработка которого началась в 2009 году. В 2013 году в DARPA была закончена концептуальная разработка Ares, которые представляет собой малогабаритный БПЛА, предназначенный в первую очередь для обслуживания таких тактических наземных подразделений, для снабжения которых вертолет представляется явно избыточным. "Наша цель заключается в создании гибкого, независящего от местности воздушного транспорта, который позволяет избежать наземных перевозок и, соответственно, угроз, и, в свою очередь, повышает вероятности успеха любой военной миссии".
Каждый такой аппарат будет иметь одну общую систему поддержания в воздухе и несколько сменных модулей, которые можно будет легко и быстро с ней совместить в зависимости от обстоятельств. Поворотные туннельные вентиляторы на неподвижных крыльях должны обеспечить ему возможность эффективного зависания над поверхностью и посадки на грунт при одновременной его компактной конфигурации, плюс ко всему — возможность быстрого перехода к высокоскоростному крейсерскому полету подобно самолетам малой авиации. Он должен использовать для посадки площадку размером в половину того, что сейчас требуется для посадки вертолета, что позволит ей приземляться на любой пересеченной местности, а также садиться на палубу корабля.
Читайте также: Бога-громовержца зачислят в ВВС Британии
Новый дрон планируется использовать в качестве постоянно боеготового аппарата, действующего по вызову, то есть обеспечивать загрузку и транспортировку всего, что только может понадобиться солдатам на поле боя. При этом транспортный модуль будет иметь полезную нагрузку до 3000 фунтов, что более чем на 40 процентов превышает взлетную массу самого аппарата. Управлять дроном можно будет с мобильных телефонов и армейских командирских планшетов. Ну а сам проект АРЕС в настоящее время уже перешел в третью и последнюю фазу работы над ним. То есть осталось, в общем-то, совсем немного до его завершения и воплощения в металл и начала испытаний опытного образца.