Феномен картин-убийц разгадан

Почему многие картины со временем чернеют? До недавнего времени ученые не могли ответить на этот вопрос. Но группа исследователей из Нидерландов и Бельгии все-таки смогла понять, из-за чего происходит потемнение красок. Вместе с этой загадкой была разгадана и другая тайна - только уже мистического свойства. Ученые объяснили феномен картин-убийц. 

Как мы знаем, многие картины со временем начинают темнеть, причем настолько сильно, что через несколько веков становятся практически неотличимы от "Черного квадрата" Казимира Малевича. Иногда это происходит от того, что данные полотна хранились в условиях, совершенно для этого не приспособленных. Взять хотя бы знаменитую картину "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга" голландского живописца Рембрандта Хаарменса ван Рейна, которую долгое время называли не иначе, как "Ночной дозор". И это при том, что на полотне действие разворачивалось совсем не ночью, а в середине дня!

Но почему же все искусствоведы решили, что на картине изображена именно ночь? А потому, что эта картина, которую великий Рембрандт написал по заказу Стрелкового общества (так называли народное ополчение Нидерландов), долгое время висела в казарме той роты, солдаты из которой и изображены на полотне. Ну, а в те времена казармы освещались масляными лампами и факелами, поэтому слой осевшей копоти за пару десятков лет и превратил на картине день в ночь. Догадаться о том, какое время суток было изображено на полотне на самом деле искусствоведы смогли лишь в 1947 году, когда заметили, что положение тени от левой руки капитана Кока (он изображен в центре, с красной перевязью) показывает на то, что стрелковая рота выступает из казармы примерно в 14 часов дня.

Читайте также: Математики на службе у искусства

Однако бывает и так, что картины хранятся в совершенно нормальных условиях, однако цвета на них все равно начинают темнеть. Особенно подвержена такой метаморфозе красная краска — это хорошо видно, например, и на многочисленных римских фресках, и на барочных картинах Петера Пауля Рубенса. Эти-то произведения никто не пачкал грязью и копотью, однако со временем они, как и творение великого Рембрандта, тоже почернели. Но почему? До последнего времени ученые не знали ответа на этот вопрос, однако недавно химик Катрин Кене из Амстердамского университета (Нидерланды) и ее коллеги смогли понять, в чем тут дело.

Как мы знаем, красную краску в те времена обычно получали из минерала под названием киноварь, который содержит серу и ртуть. Доктор Кене и ее коллеги еще шесть лет назад предположили, что киноварь может расщепляться в процессе целого каскада химических реакций, вызванных ионами хлора при содействии солнечного света. Таким образом, те произведения искусства, что хранились рядом с морем, оказываются в опасности — ведь морской воздух является источником этих самых ионов хлора. Да и солнечного света рядом с морем сколько угодно — особенно, если речь идет о Средиземноморье.

Исследователи также предположили, что конечным продуктом этих реакций становится чистая ртуть. Именно она, накапливаясь в микроскопических дырочках и трещинках в краске, и вызывает почернение картин. Однако доказать это предположение было весьма непросто, ведь металлическая ртуть является весьма летучим веществом. Она достаточно быстро исчезает еще до того, как ученые приступают к анализу соединения, поэтому иногда совсем невозможно определить, в ходе какой именно реакции (если речь идет о каскаде) она образовалась.

Однако доктор Кене и ее соавтор доктор Кун Янсенс из Антверпенского университета (Бельгия) все же нашли выход из положения — они положили киноварь на платиновую подложку и капнули на нее водой, содержавшей ионы хлора, после чего на минерал направили лазерный луч. И как только он достиг киновари, так она сразу же почернела. После чего ученые приложили к киновари электрический ток, что привело к тому, что минерал отдал воде ионы ртути. Сами авторы работы признаются, что им весьма повезло — по счастливой случайности напряжение оказалось именно таким, какое требуется для того, чтобы металлическая ртуть рассталась с ионами.

Итак, после этого эксперимента всем стало ясно, что черный материал на картинах — это действительно "залежи" металлической ртути, которые образовались после реакции киновари с ионами хлора на свету. Ну, а раз причина потемнения установлена, то теперь реставраторы знают, как бороться с данной напастью. Интересно, что для этого вовсе не нужно хранить картины в темноте — достаточно лишь исключить попадание ионов хлора на киноварные краски. Доктор Кене считает, что такого эффекта можно добиться, покрыв полотно слоем специального лака.

Кстати, исследование Кене и Янсеса помогло разгадать еще одну загадку — на этот раз не научную, а, скорее, мистическую. Во все времена ходили легенды о "нехороших" картинах, которые будто бы убивали своих владельцев — люди приобретали их и через некоторое время умирали от неизвестной болезни. Такая же судьба настигала и тех, кто получал эту "нехорошую" картину в наследство. Причем чаще всего такими картинами-убийцами являлись полотна с обилием красной краски.

Читайте также: Физика на службе у настоящего искусства

Теперь, когда выяснилось, что продуктом реакций разложения киновари является ртуть, все сразу стало ясно — именно этот металл постепенно и травил хозяев произведения искусства. Как видите, никакой мистики, а всего лишь обычная химия — точнее говоря, отсутствие надлежащих мер предосторожности…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"